Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

От жаккардового полотна до оживших полотен

Первую в мире программируемую машину показали в ночь музеев в Плесском музее-заповеднике. А закрепили произведенный эффект демонстрацией возможностей современных цифровых технологий. Компьютерные технологии из 19 в 21 век – так была обозначена тема дня.

Субботним вечером всех желающих приглашали «Художественные промыслы Ивановского края» –  одна из экспозиций музея-заповедника, расположенная прямо на волжском берегу. Главным экспонатом, у которого проводили мини-экскурсии, стал старинный жаккардовый станок.


Именно он, изобретенный Жозефом Жаккаром в 19 веке, возродил славу лионских мастеров, когда большинство их мануфактур разорилось, а международный рынок начал заполнять английский текстиль. И хотя Жаккар сделал свое изобретение не с нуля, а доработал то, над чем трудились трое его предшественников, именно его станок стал по-настоящему востребованным. В устройстве станка использовались перфокарты с двоичной системой, без которых невозможно представить теперь работу вычислительных машин второй половины 20 века. А тогда, в                  19-м, благодаря особой системе, где каждая нить может перемещаться отдельно от других, появилась возможность создавать на полотне узор любой степени сложности. И именно с помощью длинной зацикленной ленты перфокарт задавалась последовательность движения нитей.
Сложноузорчатые холсты могли ткать и до  Жаккара, но с этим справлялись только лучшие мастера, а работа была очень сложной, трудоемкой и занимала долгое время. При этом нередко случались ошибки. Жаккардовый станок делал работу быстро, без ошибок и сам, а однажды изготовленные карты могли использоваться снова и снова.
Назначенная императором за изобретение станка пенсия, которая в пересчете на нынешние деньги составила около 90 тысяч долларов, а также право получать по 50 франков (примерно 1600 долларов) с владельца каждого станка, позволили Жаккару разбогатеть. И хотя сначала лионцы, подавляющее большинство которых было занято в ткачестве, попросту разгромили все, что нашли в мастерской Жаккара, позже они же поставили ему памятник. А когда жаккардовые станки появились в России, с их помощью стали производить льняное полотно.
Как рассказали посетителям музея, жаккардовый станок попал в экспозицию прямиком с Ряполовской фабрики, которая в перестроечные годы вынужденно закрылась. Причем, по утверждению сотрудников «Художественных промыслов», Плесский музей заповедник – единственный в России музей, обладающий таким экспонатом.
Посмотрев на чудо техники 19 века, посетители музея шли удивляться достижениям современных технологий. Картины, представленные в этой части выставки, сами по себе ничем особенным не выделялись, однако, когда на них предлагали посмотреть через экран планшета, изображение оживало. Из трубы шел дым, спешил куда-то народ, падал снег и даже слышался колокольный звон. Все это стало возможным благодаря специальному приложению, которое может установить на собственный гаджет любой желающий.

На фото: А.Кирьянов «оживляет» картину
Алексей Кирьянов, директор центра технического творчества «Новация», представлявший в Плесе эту забаву, уверен – она обязательно будет востребована и в более серьезных сферах: «Любая технология сначала придумывается для развлечения либо для облегчения какого-то действия. В данном случае это технология дополненной реальности. Мы прогнозируем, что лет через 10 она перерастет в объединенную реальность, когда это будет вмонтировано в человека. Что касается оживления картин, то таким образом мы привлекаем внимание к живописи. Причем расчет был на молодежь, но на самом деле больше всего заинтересовались женщины старшего возраста. Наверное, это все-таки не развлечение, а какой-то дополнительный мотивационный эффект, чтобы привлечь внимание к автору».