Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Маркетплейсы - это наше будущее?

Всё большее количество людей осваивает торговые интернет- площадки. Кто- то - как покупатель, кто-то - как продавец. Жители нашего города – не исключение. Приволжане давно и успешно пользуются этим современным сервисом. Узнаем, почему они выбирают или не выбирают, например, такие широко известные платформы, как  Вайлдберриз  или Озон (здесь и далее будем говорить про нашу роль покупателей). Но прежде дадим краткое пояснение.  


Итак:  маркетплейс — это онлайн-платформа для продажи и покупки товаров. Продавцы размещают товары, а покупатели заказывают их, выбирая по качеству, скорости доставки и цене, только вместо полок и прилавков здесь разделы на сайтах и карточки товаров. Всё просто. Само слово «маркетплейс» позаимствовано из английского языка и обозначает торговую площадку, площадь, базар.  Маркетплейсы подходят для продажи большинства категорий товаров — от продуктов питания до автозапчастей.  Так любим мы совершать покупки таким образом или нет? Узнаем это у посетителей нашей редакции.

Ваш выбор?

Николай Тихомиров: - Мне часто требуются товары для ремонта дома. С ассортиментом наших магазинов я прекрасно знаком. А заходя на страницы интернет-магазинов, я буквально открываю для себя новые виды товаров. Про некоторые из них я даже и не слышал. Заказал с помощью внука понравившийся отделочный материал, который, судя по описанию, можно использовать в нескольких вариантах – и для внешней отделки, и для внутренней. Получили с доставкой. Очень доволен покупкой. Мой сосед тоже делает заказы через интернет. Недавно ему прямо к дому привезли тяжёлую виброплиту, магазин такую доставку делать отказался.
Полина Зайцева, ученица 11 класса: - Пользуюсь этим способом покупок уже в течение лет 5. Начинала под руководством старшей сестры, сейчас всё делаю сама. Покупаю практически всё, что мне нужно – от форм для выпечки до канцтоваров. Мама уже давно не покупает мне одежду. Я выбираю все нужные мне вещи самостоятельно, заказываю два размера, один обязательно подходит. У меня сложился свой стиль в одежде, маме он нравится, и она меня поддерживает. Да и ей легче – меньше забот. Так, к новому учебному году я полностью обновила свой гардероб, выбрала и купила брюки, рубашки, футболки и т.д., всё, как мне надо.
Мне нравится разнообразие товаров и цены. О качестве можно узнать из отзывов. Есть ещё одно большое для меня преимущество – не надо далеко ходить или тем более ехать: пункт выдачи товаров совсем рядом с домом. Это время можно потратить на более интересные дела. Сейчас пользуюсь только Вайлдберриз, просто из личного предпочтения и комфорта.
 Анастасия Кузнецова: - Недавно делали ремонт в квартире. Все обои и светильники заказали по интернету. Всё выбрали не спеша, сидя на диване, обсудили в спокойной обстановке, а потом съездили в пункт выдачи и привезли домой. А раньше за этими товарами приходилось ехать в Иваново. Обойти строительные гипермаркеты – это ещё та головоломка! Бывало, что задерживались на полдня только в одном магазине. А сколько сил уходило! Шторы тоже так же, купила, находясь дома, старалась выбрать в цвет обоев. И сделала это просто, перелистывая картинки. Можно представить, как бы я их подбирала, переходя из одной торговой точки в другую!
Александр Попов: - Недавно купил новый телефон, дети установили мне на нём приложения Озона и Вайлдберриз. Я сразу захотел там что-то купить. Выбрал ботинки. В описании было сказано, что есть только один размер, как раз мой, и что он полностью соответствует российскому стандарту, то есть не надо брать ни больше, ни меньше. Пришёл получать. Оказалось, что ботинки малы, это, во-первых, а во-вторых, не такие красивые, как на картинке. Хорошо, что денег вперёд не платил, просто сдал назад товар и всё. Это мне понравилось.
Александр Щавелёв, магазин «Сервис Компьютер»: - Мы открыли пункт «Озон» одними из первых в Приволжске. Это была середина 2020-го года, период пандемии. Народ в магазины почти не ходил, все боялись заразиться и заболеть ковидом. И начало торговли на маркетплейсах стало выходом из трудной ситуации. Людям гораздо безопаснее было найти нужный товар по интернету, заказать и прийти к нам его получить. Постепенно такая форма покупок становилась всё более популярной. Жители нашего города поняли все её плюсы, оценили удобство заказов: выбор можно делать, не выходя из дома, без спешки, а цены - часто гораздо ниже, чем в магазинах. Мало того, часто в магазинах нужных людям товаров не оказывается. Сломалась деталь в холодильнике, мясорубке, в автомобиле, нужно отремонтировать срочно! Куда бежать, что делать? Конечно, открыть приложение маркетплейсов и поискать там. К тому же срок до-ставки - от одного дня!
Мы даже сами порой удивляемся, что же заказывают жители Приволжска! Буквально всё! Во-первых, много одежды и обуви. Очень удобно человеку – пришёл, всё померил, что не подошло – сдал. Без проблем. Тут же и расплатился. Кроме одежды люди заказывают запчасти, стройматериалы, корм для животных, товары для сада, батуты, бассейны, газонокосилки и т.д. Сейчас стали заказывать и продукты: масло подсолнечное, макароны, иногда берут мешками. В день через наш пункт проходит от 40 до 60 человек. Чтобы людям было удобно, мы расширили свою площадку для выдачи товаров, из маленького закутка она переместилась  в достаточно большой зал. Тут и примерочные большие, и вообще места много. Ничего лишнего, что бы мешало посетителям. Считаем, что за таким видом приобретения товаров будущее.

Но так ли всё просто? Хитрости и уловки

Почитав отзывы покупателей и специалистов о самых известных маркетплейсах, мы нашли вот такие записи. Надеемся, что они пригодятся нашим читателям.
 1 Продавцы могут снижать цены, чтобы побыстрее продать товар, пусть и с меньшей выгодой, но тем самым увеличить свой оборот. Но бывает, что скидку применяют как уловку: размещая товар на маркетплейсе, продавец сразу завышает цену и от нее уже делает скидку. Получается, что товар продается по обычной цене, но покупатели берут охотнее.
2. Еще один прием маркетологов, специалистов по увеличению продаж, — создание искусственного ажиотажа. Видели часы с обратным отсчетом «до конца акции осталось столько-то минут»? Покупателю как бы говорят: если не купить товар сейчас, то потом либо его не будет, либо он подорожает. Такие техники рассчитаны на быстрое принятие решения без возможности подумать о том, подходит продукт или нет.


 3. Еще одна хитрость — подборки. Маркетплейс объявляет распродажу на определенную группу товаров и объединяет это общей темой: «Ликвидация», «Хиты недели», «Акция дня» и др. Что-то из этих «хитов» действительно стоит дешевле, например, антиперспирант — 250 рублей вместо 300. Человек, который постоянно покупает этот товар за 300 рублей, конечно, выберет его со скидкой. Ловушка в том, что и другие товары в подборке начинают восприниматься как подешевевшие, и человек начинает накидывать в корзину то, что не собирался. Расчет маркетолога на то, что люди не будут сравнивать цены на каждый товар подборки, сработал!
4. Отзывы могут быть купленными. Многие покупатели предпочитают изучать отзывы прежде, чем сделать окончательный выбор. Это действительно может быть информативно. Однако всегда нужно помнить: не все отзывы одинаково объективны. Бывает, что магазины дарят подарки за хорошие отзывы или даже напрямую покупают их.
 5. Лотерея с продуктами. Заказывать продукты на дом — та еще лотерея. Магазины пользуются тем, что покупатель не видит товар вживую, и, случается, хитрят. Популярный прием — красивые фотографии позиций премиального качества.  На деле многое будет выглядеть иначе, хуже, чем ожидал покупатель.
 6. У каждого маркетплейса свои правила оплаты. Одни площадки списывают деньги с карты после того, как покупатель забрал заказ. Другие — сразу при оформлении. Важно знать правило: оформление заказа не равно покупке. Золотое правило — не считать покупку совершенной до момента, когда вы взяли товар из пункта выдачи.