Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

История помнит каждого

Героической борьбе русского народа в годы Смуты ХVII века посвящено немало исследований. Одна из тем - участие тех или иных городов и сёл в этих событиях. Ряд населённых пунктов ивановского края тоже там упоминается. Сегодня, в преддверии Дня народного единства, и  поговорим о том, какие города и веси нашего региона (в сегодняшних границах Ивановской области) вписаны в историю России тех лет. Самые известные из них - Кинешма, Юрьевец, Лух, Иваново, Кохма, Плёс, Шуя, Холуй. В связи с чем они упоминаются? Какие исторические факты и артефакты свидетельствуют об этом?

 

На фото: народное ополчение 1612 г.

 

Цитаты на этот счёт следующие:

Иваново, Кохма, Шуя, Плёс

и иже с ними

 

«Сегодня нам кажется странным, как многие города, не разобравшись в обстановке, в очередной раз поверили и присягнули очередному самозванцу Лжедмитрию II. Среди них были Шуя, Юрьевец, Лух. Суздальский изменник, воевода Ф.Плещеев в своем письме польскому гетману Яну Сапеге в феврале 1609 г. подробно описывает поход казаков и поляков из полка Лисовского под руководством пана Жичевского по захвату Плёса, сел Иваново и Кохма. Именно из этих сел совершались грабительские набеги на окрестные поселения. Само село Иваново входило в огромный Суздальский уезд. Вспомним, что старинное название улицы Станко - Панская - произошло от места квартирования здесь польских панов».

«Интересной археологической находкой в 1940 году во время очистки дна реки Уводь в районе площади Пушкина г. Иваново стал боевой шлем с изящными металлическими крылышками, а в 1990-х годах во время земляных работ на улице Станко был найден западноевропейский меч. У местных крестьян такого оружия никогда не было. Им было трудно противостоять в одиночку насилию, ограблению и бесчинству поляков. Именно этот фактор стал причиной восстаний против интервентов в нашем крае. Во главе защитников народа встали выходцы из низов - крестьянин из села Решма Григорий Лапша, житель Холуя Илья Деньгин и другие ополченцы».

«Среди дворян, сохранивших верность законному царю В.Шуйскому, был Федор Васильевич Боборыкин. Именно он был послан из Москвы на Волгу для объединения народных отрядов. В Юрьевце ополченцев возглавил Федор Красный, имевший чин чарочника.

Русское войско направилось на Шую, но, не дойдя до города, вступило в бой.  В феврале 1609 года ополченцы разбили войско тушинцев (сторонники Лжедмитрия II). Изменник Ф. Плещеев бежал в Суздаль. Монахини Свято-Успенского Дуниловского женского монастыря поставили на месте битвы часовню святителю и чудотворцу Николаю».

«17 февраля под стенами Суздаля объединенные отряды Лисовского, Плещеева и Юрьев-Польского воеводы Ф.М. Болотникова разбили ополченцев. После этого Лисовский штурмом занял Шую и Лух. А отряд пана Мартина Собельского, дислоцировавшийся в селах Иваново и Кохма, вместе с казаками из отряда Лисовского в те же дни захватил Плёс. Отряды восставших отступили к Кинешме и Юрьевцу. Часть их под началом И. Деньгина отошла к Холую и Стародубу Ряполовскому.

6 марта 1609 года польские и казацкие отряды захватили и выжгли Холуй и Стародуб, двинувшись затем на подавление восстания в Ярославле. Жители Холуя дали бой противнику на Стекольной горе, но силы были неравны. 30 апреля недалеко от Нерехты в ожесточенном бою поляки разгромили еще одно русское ополчение».

Героическая Кинешма

 

«Особую опасность для ополченцев представляло обученное и хорошо вооруженное войско пана Лисовского, смелого, жадного, жестокого грабителя и убийцы мирных жителей, бежавшего от наказания из Польши к Лжедмитрию II. Именно это подкрепление помогло тушинцам снова занять Шую, Лух и сжечь Холуй. Но на своем пути они встретили упорное сопротивление патриотов Кинешмы, которых было в разы меньше против обученных европейских стервятников. В конце мая отряд Лисовского подошел к Кинешме. У кинешемского воеводы Федора Боборыкина было всего две-три сотни посадских людей, некоторые из них впервые взяли в руки оружие. Численность поляков и казаков составляла примерно 2000 человек. Защитники города вместе с воеводой Боборыкиным решили биться насмерть. Первое сражение произошло 25 мая 1609 г. на подступах к городу около дороги на Лух. Кинешемцы потерпели поражение, пал смертью храбрых воевода Ф. Боборыкин. Другая неудачная для защитников города битва состоялась на берегу реки Кинешемки. Остатки ополченцев укрылись за стенами города. На следующий день 26 мая (8 июня по новому стилю) поляки ворвались в город. Ополченцы отступили к Преображенскому собору. В нем заперлись женщины, старики и дети. Польско-литовские интервенты убили защитников и сожгли храм вместе с укрывшимися в нем людьми. Город был сожжен и разорен.

В 1612 году на братских могилах ополченцев были поставлены часовни. Часовня на братской могиле по Лухскому тракту установлена в 1855 году. Предположительно, что под нею и находятся останки славного воеводы Федора Боборыкина. Дата рождения Федора Боборыкина неизвестна. Дворянский род Боборыкиных ведет свое начало от Андрея Ивановича Кобылы, который считается основателем многих родов, в том числе и Романовых.  Федор Боборыкин - яркий представитель старинной военной русской династии, верой и правдой служившей царю и отечеству.

После ухода поляков в память об этих событиях был основан Вознесенский женский монастырь (впоследствии, в екатерининские времена он стал приходской церковью). В обители нашли приют и утешение вдовы и сироты убитых воинов. На протяжении многих столетий жители в праздник Вознесения Господнего приходили в особом траурном уборе - серых кафтанах, темных платках и лишь по окончании обедни переодевались в цветные платья. Долгие века православный народ хранил траур по защитникам города. Кинешемцы трепетно относятся к памяти о героической защите города ополченцами времен Смуты. В середине XVIII века на Торговой площади (это пл. Революции) на могиле защитников города была установлена часовня. Через сто лет поставили часовню над другим братским захоронением воинов, павших в битве на Луховском тракте (ул. Вичугская).   Одна из улиц города названа в честь Федора Боборыкина. В центре Кинешмы 22 сентября 2012 г. был открыт конный памятник Федору Боборыкину.

Итог Кинешемского сражения огромен - значительная часть польского отряда была уничтожена. Лисовский утратил стратегическую инициативу.  Была закрыта грозному врагу дорога на Кострому».

 

На фото: памятник Ф. Боборыкину в Кинешме

Фурмановский район

 

«В современном Фурмановском районе народная память сохранила ряд свидетельств о героических подвигах наших предков, боровшихся с польскими отрядами. У современного села Михальково в начале XVII века находился Космодемьянский мужской монастырь. Предание гласит, что в 1609 году три дня монахи монастыря держали осаду, а затем вышли и погибли в открытом бою, так как силы были не равны. А сколько монастырей и деревень типа Новинки сожгли поляки в разных районах нашего края!

На северной окраине поселка Дуляпино есть местечко, которое называют Монастырским лесом. В 1609 году здесь находился мужской монастырь, который литовцы и поляки разграбили и сожгли, убив монахов, когда искали дорогу на Кострому».

Юрьевец

«Перелом событий произошел под Юрьевцем. После захвата и сожжения Кинешмы десять дней А. Лисовский со своими воинами стоял на останках города, а затем решил расправиться с жителями Юрьевца. Сначала он направил им письмо с требованием присягнуть Лжедмитрию II и целовать крест в знак покорности самозванцу. Горожане отказались. В июне 1609 г. отряд Лисовского прибыл в Юрьевец, но город оказался пуст. Не в силах противостоять многочисленному отряду поляков жители со всем оружием, боеприпасами, продовольствием, ценностями  переправились на другой берег Волги. Здесь они соединились с вооруженными крестьянами из окрестных селений. Защитники не допускали захватчиков на левый берег Волги. Арьергард Лисовского под командованием И.Ф. Наумова был разгромлен. Спаслись в основном те, кто, бросив оружие, ушел с острова вплавь».

 

Путь ополчения лежал

через Ивановскую область

 

«Все события 1609 года стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву. Осенью 1611 г. посадский человек, торговец мясом Кузьма Минин, в Нижнем Новгороде обратился к народу с призывом создать ополчение против захватчиков и собрать для этого материальные средства. Минин не мог быть воеводой из-за своего низкого происхождения. На роль полководца требовался дворянин из княжеского рода. Выбор пал на лечившегося от ран, полученных в боях с поляками, Дмитрия Михайловича Пожарского из рода князей Стародубских. Делегация дворян, духовенства вместе с Кузьмой Мининым прибыла осенью 1611 года в село Мугреево-Никольское (ныне Южский район). Князь дал согласие на просьбу нижегородцев встать во главе ополчения.

Войско формировалось зимой 1611-1612 г. Ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве окольным путем - вверх по Волге через Балахну, Городец, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль. Путь его лежал по поволжским землям Ивановского края. Одна из остановок войска Минина и Пожарского была в Юрьевце, где часть жителей присоединилась к войску (отряд служилых юртовских татар). Люди пополняли войско новыми силами, продовольствием, а также казной в Юрьевце, в Кинешме, в Плёсе, в Костроме и Ярославле. Летом 1612 г. в последнем был сформирован «Совет всей земли». Освобождение Москвы от поляков произошло в ноябре 1612 г. В память об этих событиях был установлен осенний праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября по новому стилю, который отмечается в государстве как День народного единства».

 

При подготовке материала использованы

данные из интернета