Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Две жизни, общая судьба

«Баб Зин, а какое у тебя свадебное платье было? - Да какое платье? Плащ да берет.  Расписали, пожали руки, мы и пошли», - с улыбкой вспоминает разговор с женой внука Зинаида Петровна Рогова. Свадьбы у молодоженов тогда не случилось - не до того было, но в этом году они отметили ее 65-летний юбилей.
Зинаида Петровна и Павел Иванович родились в Костромской области. «Мы из одного района — Красносельского, только я по ту сторону Волги, она - по эту, - говорит Павел Иванович, - а познакомились в Приволжске».

На фото: Зинаида Петровна и Павел Иванович Роговы

Павел Иванович

До знакомства же у каждого была своя жизненная история. Отец Павла Ивановича работал конюхом в колхозе, сын, как и другие деревенские дети, помогал в колхозных работах: на сенокосе, в уходе за растениями. Ребятня трудилась в полную силу, под конец дня с трудом держась на ногах. Когда началась война, всех мужчин, кроме стариков, мобилизовали. Мать поставили бригадиром. Работы добавилось и детворе. «Особенно тяжело было в период вывоза навоза с крестьянских дворов на поля. Взрослые грузили его на телеги, а дети выгружали вилами. Работали босыми, обуви не было, на ногах образовывались кровавые ссадины или цыпки, которые очень болели. ...Зимой ходили в школу.., валенки были единственной обувью. В сырую погоду склеивали из резиновых красных покрышек галоши и ходили, как краснолапые гусята», - так описано то время в главе «Рогов Павел Иванович» из книги «Мы - дети войны, детства не знавшие».
Поворотным для семьи Роговых стал 43 год. Ранним февральским утром в дом пришли люди из НКВД. Зачитали приказ о том, что глава семьи признан врагом народа и сообщили: семья подлежит высылке в Коми АССР на пять лет. На сборы дали два дня. Все имущество конфисковали, а мать, бабушку и троих детей - Павла девяти лет, его сестер двух и четырех лет - отправили в Ярославскую тюрьму.  В конце марта с другими арестованными погрузили в «телячий» вагон с решетками и привезли в Коми. Взрослые здесь работали на лесоповале, малыши ходили в детский сад, а те, кто постарше, занимались сбором грибов и ягод. Там, на севере, Павел Иванович окончил четыре класса. «К детям руководство относилось очень серьезно и аккуратно. Воспитывали нас не как наказанных, об этом не поминали. Принимали в октябрята, в пионеры, растили в духе советской власти, и у меня, - вспоминает он, - никакого осадка нехорошего не было. Считал, что время такое, что так надо. А матери, конечно, было очень тяжело».
Семью освободили досрочно - через четыре года. Тогда стало известно, что появились какие-то новые документы, и дело отца пересмотрели. Но он уже был расстрелян. Семье же по приезде в родные края вернули только дом, который Роговы узнали с трудом -  это были голые стены.
Снова началась работа в колхозе, где Павел Иванович трудился прицепщиком на тракторе. Был призван в армию на три года, там же окончил полковую танковую школу и получил специальность механика-водителя. «Учили грамотно, серьезно, мне очень нравилось, и пригодилось потом в работе», - рассказывает он.
После службы появилась возможность получить паспорт (сельчане жили без паспортов и зар-плат, потому что государству было важно сохранить сельское население). Уехав из деревни, Павел Иванович решил обосноваться в Приволжске, пришел шнуровщиком на Василевскую фабрику. Окончил школу рабочей молодежи, техникум, стал бригадиром, потом поммастера, мастером в прядильном цехе, а позже — начальником механической колонны транспортного цеха Яковлевского льнокомбината. Вот здесь и понадобились знания, полученные в танковой школе.
«Занимались мы земляными работами. Все тогда было развалено, трубы везде ржавые, каждый день где-то да прорывало, - рассказывает П.И. Рогов. - Комбинат под руководством Н.Н. Румянцева начинал большое строительство. Работы много - комбинат содержал весь город, а у нас в наличии - бульдозер и два экскаватора, которые уже дышали на ладан. Нужно было укрепить мехколонну, но промышленному предприятию ничего не положено было из техники, все шло для сельского хозяйства. И тут я проявил инициативу - нашел лазейку. В колхозах было много списанной техники, их снабжали очень хорошо, даже с  излишком. Они бы и рады что-то отдать комбинату, но это запрещалось. И вот я брал списанный трактор, отправлял его в капремонт, а потом забирал на комбинат. Добился того, что в мехколонне стало 25 единиц техники: появились бульдозеры, пять самосвалов и многое другое. Эту технику мы даже не ставили на учет, а колхоз ее списывал как металлолом».
На фабрике Павел Иванович проработал до выхода на заслуженный отдых, захватив несколько лет после назначения пенсии, всегда был на хорошем счету, и отпускать его руководство не хотело. «Работали очень много, наша судьба такая. Было время трудное, иначе было нельзя», - повторяет П.И. Рогов в который раз за время нашей беседы. За свои заслуги он получил орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд» к 100-летию В.И. Ленина, множество грамот. Также награжден медалью «Ветеран труда», отнесен к категории «Дети войны».

Зинаида Петровна

Зинаида Петровна Рогова (в девичестве Сизова) свое раннее детство отчетливо помнит с того момента, когда ее старший брат Анатолий в приподнятом настроении, в предвкушении начала взрослой самостоятельной жизни собирался на школьный выпускной. Через несколько дней брата и его одноклассников призвали на фронт. Они погибли в начале войны под Москвой. А по селу (жили Сизовы в с.Светочева Гора) с оглушающим грохотом сутками шли танки. За ними поднималась стена пыли, закрывая свет, не давая дышать.
Семья Сизовых была работящей, а потому не голодала даже в самые трудные времена. Работали в колхозе, держали свое крепкое хозяйство. Глава семьи - Петр Александрович - в боевых действиях не участвовал в силу возраста, но был призван на трудовой фронт. В 43 году уехал на Урал, где круглыми сутками работал на доменных печах. Кормили там плохо, поэтому через год он был комиссован с истощением. «Вернулся домой без сил, просто живой труп. Мама его едва выходила», - вспоминает Зинаида Петровна.
Сама она окончила четырехлетнюю школу, еще год проучилась в Иванове, где жила ее старшая сестра, а потом вернулась домой и продолжила обучение в приволжской школе №12, куда каждый день ходила пешком. Рассказывая о тех временах, Зинаида Петровна замечает: «Детства-то как такового и не было...».
Окончив восьмилетку, с помощью мамы смогла вырваться из села, где люди работали за палочки-трудодни и натуроплату, и устроилась на Рогачевскую фабрику. В то же время училась в ШРМ. Все успевала, и работа, и учеба шли успешно. В 1957 году окончила вечернее отделение текстильного техникума в Приволжске. Работала инструктором сначала в ПУ, потом в цехах, стала мастером смены, начальником цеха, уходила с комбината уже начальником прядильного производства Рогачевской  фабрики. Как и супруг, имеет множество грамот, медали «За доблестный труд» к 100-летию Ленина, «Ветеран труда», относится к категории «Дети войны».

Фабрика - работа, любовь, жизнь

Поначалу, когда только начала работать, с другими молодыми работницами жила в квартире, выделенной комбинатом. Однажды в гости к кому-то из соседок пришли двое парней. Одним из них был Павел Иванович. С тех пор захаживать он стал все чаще уже и без друга. И так получилось, что из всех поклонников Зинаида Петровна выбрала именно его. В 59 году соседки стали разъезжаться. «Говорят ему - что ты, Рогов, думаешь, надо тебе жениться, а то где жить-то будете? Вот мы и поженились спешным образом, - вспоминает Зинаида Петровна, - он нищета, и я нищета. Расписывали тогда в здании рядом с нынешним магазином «Культтовары», в комнатке под лестничной клеткой. Никаких торжеств, руки пожали, и мы пошли. А вот 65 лет живем». «И сами все нажили, своим трудом», - с гордостью добавляет Павел Иванович.

Все вместе - душа на месте

В той фабричной комнате супруги прожили десять лет, в семье появились двое сыновей. Потом получили от комбината половину финского домика с холодной водой, угольным котлом и плитой с газовыми баллонами, при домике - участок земли. А в 86 году Роговым дали дом на Василях. Здесь они и живут по сей день. Сколько могли, занимались огородом, держали корову, что буквально спасало в 90 годы. Тогда же появилась возможность взять еще один участок земли, и супруги этой возможностью воспользовались. Взяли кредит, пять гектаров заняли посадками, поставили пасеку, завели кроликов и овец. Численность стада доходила до тридцати голов. Трудов это стоило огромных. Но однажды стая одичавших собак загрызла практически всех овец. Сильно переживали, от потрясения оправились с трудом. И во многом благодаря поддержке младшего поколения. Так уж повелось в этом большом семействе (а у наших юбиляров два внука и уже четыре правнука), что каждый может рассчитывать на помощь семьи. И радости, когда делятся на всех, становятся больше, а горести - меньше.
Этот год для Роговых богат юбилеями. Отметили 65 лет со дня бракосочетания, 90 лет в октябре исполнилось Зинаиде Петровне, на днях с такой же датой будут поздравлять Павла Ивановича. И снова за столом соберется семья. Будут подарки, долгие разговоры, воспоминания. Не все они светлые, так уж сложилась судьба, но загрустить не получится - дом наполнится детским смехом. История Роговых продолжится, и память поколений в ней будут хранить много лет.

Ю. Татакина