Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

ЦДЮТ - школа жизни

В конце прошлого года  полувековой юбилей отметил Центр детского и юношеского творчества. Впервые он принял ребят в ноябре 1972 года, тогда он назывался районным Домом пионеров. Позднее, 1 сентября 1992 года, учреждение было реорганизовано в Центр детского и  юношеского творчества. За 50 лет тысячи ребят смогли попробовать себя в различных видах творчества. Кто-то нашел для себя увлечение на всю жизнь, а кто-то профессию мечты.  Многие из них и сейчас с теплотой и нежностью вспоминают свои детские годы в творчестве.

На фото: танцевальный коллектив «Радость»

Наталья Владимировна Зеленова, директор Приволжского дома культуры:
- С первого по 11 класс я посещала ЦДЮТ, занималась у А.П. Поповой в драматическом кружке «Искорка».  Алевтина Павловна - замечательная женщина, замечательный педагог. С её помощью мы осваивали актерское мастерство и сценическую речь. До сих пор помню спектакль «Золушка», как мы репетировали.  Помню, как она, выйдя за дверь, заставляла нас громко говорить, повторяя из-за двери: «Не слышу!», ой, как это было мило… Роман Белов, Сергей Емельянов – все это выпускники Алевтины Павловны…. Мы росли, вырастали из ролей и передавали их ребятам помладше… Наш руководитель научила нас относиться к сцене, как к чему-то завораживающему. Зрителя мы очень уважали….
Одним живым организмом тогда жил и функционировал  Дом пионеров. Когда мы выступали, ребята из фотокружка нас тут же фотографировали. А руководитель швейного кружка Л.А. Мотузкова шила прекрасные костюмы для спектаклей. Мы прекрасно были осведомлены о жизни и работе других кружков. Любили  заглядывать и в танцевальный,  наблюдать за репетициями.
Кроме занятий  в ЦДЮТ постоянно проводили вечера для кружковцев, новогодние праздники, новогодние танцы, к 8-му Марта организовывались и проводились мероприятия.   
Очень важным в жизни кружка Алевтина Павловна считала выступление на публике. Потому мы часто выезжали с концертами и спектаклями в Толпыгино, Кунестино   – это были наши первые гастроли.
А после окончания 11 класса Центр детского юношеского творчества устроил нам настоящий выпускной. Дело происходило в сквере.
Конечно, увлечение театром сказалось на моём выборе профессии. Я мечтала стать актрисой.  Алевтина Павловна готовила меня к поступлению, но в Ярославль я не поступила и пошла в Ивановский колледж культуры, о чем нисколько не жалею: там судьба свела меня с опытным преподавателем, режиссером, заслуженным  работником культуры – Валерием Васильевичем Масловым, у которого я прошла большую школу профессионального мастерства.   После окончания колледжа я вернулась в Приволжск, поступила на работу в городской Дом культуры, и возглавила театральный кружок «Миниатюра». Я работала, набиралась опыта, и постепенно наш кружок перерос в театральный коллектив. Марина Вадимовна Стрижова подтолкнула меня к мысли заниматься со взрослыми, убедив, что у многих людей есть время и желание показать себя на сцене, что они когда-то не раскрыли свои творческие способности. И мы организовали театр «Миниатюра», которому впоследствии было присвоено название народный, он действует до сих пор, руководит им Алла Петровна Мараракина, но на репетициях я всегда с ними. Я сейчас - художник-постановщик.
Дом пионеров остался в моей памяти как действительно дом. Свои воспоминания детства, впечатления о жизни в ЦДЮТ мне хотелось бы перенести в работу коллективов ГДК. Своим коллегам я так и говорю, что ребята, которые занимаются в наших объединениях, должны запомнить это время, как полное положительных эмоций и впечатлений.
И сейчас я знаю, что в центре детского юношеского творчества очень много разных новых современных направлений. Хочется пожелать сотрудникам вдохновения, чтобы они, как и их предшественники, смогли привить детям любовь к творчеству.
Ольга Владимировна Васильева,  педагог-хореограф, руководитель танцевального коллектива «Колибри»:
- Мой творческий старт был взят в вокально-инструментальном  ансамбле «Веселинка». Мы выступали на городских праздниках, а также выезжали с выступлениями в пионерские лагеря «Электроник», «Березовая роща» и другие. Это были наши гастроли.
Руководила коллективом Людмила Ивановна Грачева. Мы занимались в простой комнате, там не было никакого специального оборудования, но была такая прекрасная вдохновляющая атмосфера, что пропустить занятие было просто невозможно. Мы учились не только петь, но и держать себя на сцене в соответствии с текстами и характером песен: задорно маршировали и даже однажды учили текст на кубинском языке для встречи детей с той самой далекой и дружественной Кубы.
Это   сейчас родители выбирают коллектив для ребенка. А раньше дети сами смотрели, куда им пойти, пробовали себя в разных видах деятельности, где-то оставались на какой-то период или навсегда.  Так как я родилась в творческой семье, вопрос выбора коллектива передо мной особо не стоял. Папа пел, играл на музыкальных инструментах, и я пошла по его стопам. А ЦДЮТ на тот момент представлял собой цитадель детского творчества.  
Я, честно, даже не помню, сколько времени мы проводили в Центре детского и юношеского творчества, потому что мы и не следили за этим, мы просто  так жили: с утра школа,  потом кружки до самого вечера. Летом мы всем коллективом ехали в «Ленок».  Там тоже творческая жизнь кипела. И так круглый год.
Позднее в коллективе появились электронные музыкальные инструменты, и это было приятной причиной для смены названия коллектива. Из фольклорно-инструментальной «Веселинки» мы выросли в эстрадный ансамбль «Сюрприз». Самые красивые и самые творческие люди входили в его состав.  И, конечно же, самые талантливые. Наши мальчишки играли на гитарах, не имея музыкального образования, и это у них прекрасно получалось.  Ни одно мероприятие не обходилось без наших выступлений.
После окончания Ивановского училища культуры я вернулась в Дом пионеров, но уже в качестве педагога-организатора и руководителя танцевального коллектива. Ни я, ни коллеги, не работали от звонка до звонка, каждый из нас горел своим делом.  Какой профессиональный творческий был у нас коллектив!
Дом пионеров гудел всегда, там никогда не бывало тихо. С утра занимались детки, которые учились во вторую смену, а вечером занимались те, кто учился в первую. Редкие минуты тишины можно было поймать только в понедельник, когда у всех сотрудников был официальный выходной.
В Доме пионеров   было очень много кружков и секций, и я сама очень любила попробовать что-то сделать своими руками. Помню, мастерили цветочки из ткани у  Валентины Николаевны Гущиной. Я и сейчас люблю помогать тем, кто творит красоту. Надо сказать, что   кружков действительно было очень много, что даже все не помещались в одно здание. У Дома пионеров было несколько филиалов.  
Мы жили, творили, придумывали и сами воплощали в жизнь свои идеи. Без поддержки мы тоже не оставались. Яковлевский льнокомбинат  не только поддерживал наши выступления, но и финансировал наши экскурсии. Помню, мы на поезде ездили по Золотому кольцу. Родители бы не смогли нам обеспечить такую поездку. Из таких путешествий мы, как правило, возвращались с еще большим задором и желанием творить.
Ближе к 2007 у меня появилась возможность перейти из сферы образования в сферу культуры, и я её не упустила. Так история Дома пионеров в моей жизни подошла к своему логическому финалу.  И, тем не менее, это один  из самых теплых, милых и счастливых этапов моей жизни, который занимает огромную часть  в моей памяти и в моем сердце.

На фото: танец «Барыня». Солисты: Валера Сироткин, Таня Смирнова


Дмитрий Вьюгин, хореограф, выпускник ЦДЮТ:
- Мой творческий путь начался в далеком 1994 году. Как рассказывала мама, мои танцевальные способности заметила воспитатель детского сада, которая и порекомендовала отвести меня в танцевальный кружок Центра детского и юношеского творчества. С того момента и на протяжении последующих 12-ти лет моя жизнь была тесно связана с Домом пионеров, как тогда все называли ЦДЮТ.
«Сюрприз» - именно так назывался кружок, который я начал посещать. Руководителем и хореографом коллектива была Татьяна Ивановна Болотова, которая помогла развить мои способности. Благодаря этим занятиям я понял, что хочу связать свою жизнь с танцами, и стал хореографом. Уже лет в 10 я сам проводил занятия. Татьяна Ивановна тогда была директором ЦДЮТ, и периодически ей приходилось решать другие важные вопросы, а меня она оставляла в роли педагога. К своему поручению я подходил очень серьёзно:   никого постороннего я не пускал в танцзал, в том числе девчат из старших групп нашего коллектива. Некоторые из них по-доброму припоминают мне эту историю до сих пор. Аккомпаниаторами на наших занятиях были Владимир Константинович Васильев и Александр Юрьевич Скатов.
Сестра примерно в то же время посещала другой танцевальный кружок, педагогом в котором была  Марина Вадимовна Стрижова. Затем сестра тоже перешла в «Сюрприз»
В Центре я проводил много времени. Кроме постоянных занятий были групповые и индивидуальные репетиции, концерты, праздники, дискотеки. Практически со всеми педагогами дома творчества я был знаком.
Летом посещал дневной лагерь. На одной из смен я ходил в кружок ИЗО к Антонине Григорьевне Конкайзер. Помню, мне очень нравилось рисовать карандашами. В памяти отпечатался мой рисунок с белым медведем на льдине. Некоторое время учился актерскому мастерству в драмкружке у Алевтины Павловны Поповой, шил мягкие игрушки с Мариной Константиновной Клиентовой и Мариной Михайловной Бартеневой, ездил в этнографические экспедиции с Анной Сергеевной Давыдовой, к ней же ходил на экскурсии в музей, который располагался в дальней части здания, а путь к нему лежал через темный переход.
Помню наши гастроли по фабрикам. Прядильщицы, чесальщицы, мотальщицы, ткачихи всегда ждали наших концертов. А мы чувствовали себя пусть маленькими, но звездами. Переодевались из одного костюма в другой иногда за один номер. И таких смен образов могло быть три.
Отдельно хочу вспомнить Людмилу Алексеевну Мотузкову, которая руководила модельной студией. Я не посещал ее занятия, но часто приходил в «швейный» кабинет для примерки костюмов для танцев. Несколько раз участвовал в конкурсах театров мод в качестве модели. У мамы в альбомах даже сохранились фотографии с одного из конкурсов, где мы показывали черно-белую коллекцию.
Хорошо помню Ольгу Васильеву, которая именно в ЦДЮТ начинала свою хореографическую карьеру. Знаю, что ее танцевальный коллектив «Колибри» сейчас очень достойно представляет наш город на конкурсах различного уровня, завоевывая дипломы лауреатов 1-ой степени и гран-при. Желаю коллективу и Ольге лично вдохновения и много новых побед!
К концу средней школы я бросил танцы, но Центр меня не отпускал. В его стенах проходили заседания Большого районного школьного совета, различные конкурсы, концерты. Будучи учеником 10-го класса, я снова начал регулярно посещать занятия в Доме пионеров: это был кружок юных журналистов, руководила им Ольга Евгеньевна Пикина.
Очень хорошо сохранились в памяти картинки интерьеров здания – просторных и не очень, как, например, студия звукозаписи, кабинеты с большими окнами, деревянная лестница, раздевалка, методический кабинет с печатными машинками, малый зал на первом этаже, актовый зал, небольшая сцена и крутой выход с неё в коридор, костюмерная и, конечно, светлый танцевальный зал со станками, коричневым паркетом, с изображением   балерин на стенах.
Всего и не вспомнить. Но могу с уверенностью сказать одно: детство и юношество у меня были яркими, насыщенными, интересными, творческими. И большую роль в этом сыграл Центр детского и юношеского творчества с его невероятными педагогами.   Огромная благодарность им за их труд и терпение, за то, что открывали в нас новые грани и таланты, за то, что делились знаниями и теплотой своей души.