Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Бабушка Вера

Жарко натоплена русская печь – бабушка Вера любит тепло. Кровать её стоит как раз возле печки, буквально на днях бабушка Вера упала и ушибла ногу, потому сейчас много лежит.  Лежит, вспоминает свою жизнь.  Ей есть, чего вспомнить, как никак, а 100 лет 4 сентября исполнилось!  Родня приезжала, гости, официальные лица (глава района И.В. Мельникова, сотрудники администрации Плёсского городского поселения, корреспондент из нашей газеты, от имени депутатов её поздравила И.Л.Астафьева). Всем хотелось поговорить с именинницей, послушать её рассказы о прошлом, воспоминания. Ведь про Веру Васильевну Чеснокову, так зовут нашу героиню, можно сказать, что она живая история: первые годы советской власти, организация колхозов, война, а потом восстановление разрушенного хозяйства – всё было на её глазах, она сама была участницей всех основных событий 20-го века.

Родилась в д. Кочергино, что недалеко от Горшкова, где живёт бабушка Вера сейчас. Век назад   это был процветающий населённый пункт, в котором и школа начальная имелась, и даже небольшая бельно-отделочная фабрика работала. Её хозяином она назвала Трофимова, по-видимому, местного жителя, предпринимателя деревенского масштаба. Отец Веры Васильевны был на фабрике не последним человеком – завхозом, ездил по городам, закупал сырьё, оборудование, другой необходимый товар, мама сидела дома с детьми, а их у супругов было шестеро – 2 сына и 4 дочери. С 1927-го года в Кочергино начали организовывать колхоз. Пришлось в него вступать. Кажется, что отцу такое решение далось нелегко: в коллективную собственность пришлось отдать всё, что было накоплено – и скотину, и инвентарь… Через 3 года отец умер. Это был 1931 год. Мать осталась одна с детьми.  Вера смогла закончить только 5 классов: 4 в своей местной школе, а в 5-ый ей пришлось ходить в Плёс, школа находилась за Варваринской церковью.  7 километров в один конец.  Зимой, когда было холодно, жила на съёмной квартире. Наверное, потому у Веры Васильевны о Плёсе остались не слишком хорошие воспоминания… Учёба стоила денег, а в семьи их совсем не хватало. Потому мама предложила Вере поехать в Наволоки к старшей сестре, там учиться в ФЗУ и работать на текстильной фабрике. Вера так и сделала, а было ей 14 лет…
Ну, а потом началась война. С этой вехой в жизни нашей страны у В.В. Чесноковой связаны другие воспоминания. Они тоже тяжёлые. С фабрики молодых работниц направили рыть противотанковые рвы. Вера оказалась в их числе.  Эти работы пришлись на осень и начало зимы. Сейчас Вера Васильевна уже не может в красках рассказать, что ей тогда пришлось пережить, но можно представить, как молодые девушки  лопатами, топорами, ломами долбили мёрзлую землю, как строили себе землянки. А на улице стояли морозы в 42 градуса… Хлебный паёк составлял 600 граммов хлеба. На талоны получали не только его, но и сахар, солёную рыбу. Мяса не было. «Нас отпустили, когда наши войска взяли в плен гитлеровскую дивизию под Сталинградом», - прекрасно помнит Вера Васильевна.  Её сестре Таисии выпала другая участь – она ушла на фронт и всю войну была пулеметчицей. Но, слава Богу, вернулась живая. День окончания войны бабушка Вера тоже не забыла. Она всё ещё жила в Наволоках. Услышала непонятный шум на улице – кто пел, кто плакал, кто кричал… Так люди выражали свою радость, что всё самое страшное позади.
Советский народ принялся за восстановление разрушенных войной фабрик и заводов. В Наволоках мирная жизнь не прерывалась и текла своим чередом. Вера продолжала трудиться на хлопчатобумажном комбинате «Приволжская коммуна». Как помнит Вера Васильевна, он состоял из прядильной фабрики (трёх-этажное здание) и ткацкой  (двух-этажное).  Она обслуживала 7 сторонок. Много это или мало, и про какие станки речь, неизвестно, но известно, что Вера была комсомолкой, активисткой, плохо работать было не в её характере. За 11 лет, что она работала ватерщицей, ей пришлось   поработать и на старых дореволюционных станках, а потом и на тех, что «с мотором». 
А в родных краях она оказалась случайно: пришла к маме в Кочергино повидаться, и встретила там своего будущего мужа – Бориса Чеснокова.

На фото: Вера Васильевна Чеснокова

На фото: Борис Ксенофонтович Чесноков

Они, вообще-то в лицо уже давно знали друг друга, вместе учились в школе, сам он был из Горшкова родом (деревни Кочергино и Горшково находились рядом). Работал трактористом, а на войне был танкистом.  А может, эта встреча была не случайной, часто на роду людям написано вернуться на свою малую родину, не зря же поговорка существует: где родился, там и пригодился. Поженились. Вера Васильевна переехала к мужу. Вступила в колхоз. А делать сельскохозяйственные дела не умела – фабричная жизнь учила её другим навыкам. Но всему научилась – и жать, и косить, и за скотиной ухаживать. В деревне без своего подсобного хозяйства раньше не жили: корова, поросята, куры, огород свой – «детей кормить надо было», - говорит бабушка Вера. А их у неё было трое. Очень подвижная, трудолюбивая, не умеющая сидеть на одном месте просто так, не делая полезных дел, она всё успевала, и в колхозе, и дома.
Шло время, дети выросли, определились, пошли внуки, правнуки.  Всех она привечала, любила, угощала, пироги пекла без устали… Семья любит и уважает свою бабушку Веру за всё, что она смогла пережить, и за всё, что сделала для них. Стараясь отметить солидные даты со дня рождения самого старшего человека в семье, родные подготовили ей немало подарков, среди которых большие цветные фотографии, развешенные теперь по стенам её комнаты, красиво, по-современному оформленные альбомы, в которых запечатлена Вера Васильевна в самых разных ситуациях.  И слова красивые подобрали к этим снимкам. Они и про саму бабушку, и про её дом: «Нет дома уютней, чем бабушкин дом, любому из нас он с детства знаком…». Однако в последние  годы В.В. Чеснокова в деревне на зиму не остаётся – трудно и дорого топить печь каждый день   (газа-то нет в деревне), потому она уезжает к дочери в квартиру в Приволжск. Это переселение в город она называет «уехать на кирпичи». Но наступает весна, и бабушку Веру снова тянет в родные места, в Горшково.  И дай Бог, чтобы такие возвращения происходили ещё много лет!

Вместо дома в д.Кочергино - заросли травы, на месте - только камень, что всегда лежал возле  родного дома.  Прикоснуться к нему - значит ощутить принадлежность к своему роду. Не зря Вера Васильевна называет его родовым

О.Пикина