№ 41 l 05.10.2017

Учительство, как продолжение семейных традиций

О том, что учительские династии живы и здравствуют, особенно приятно отметить в День учителя. Сегодня как раз речь и пойдёт о них, а точнее, о людях, их представляющих.

Так получилось, что готовя материал к профессиональному празднику учителей, наш корреспондент и не подозревал, что случайные встречи с педагогами, приведут к такому результату – рассказу о людях, преданных детям, школе, один из которых только начинает свой путь, другой вспоминает его, как пройденный, но оба они – из учительского рода-племени. Давайте знакомиться!

Н.И.Смирнова:

«Всегда ждала понедельника!»



Педагог во втором поколении

Нина Ивановна Смирнова пришла к нам в редакцию с необычным объявлением: она извещала о предстоящей встрече бывших учителей Новской школы, её выпускников и просто заинтересованных лиц, на которой состоится прочтение писем потомкам, заложенных учениками и учителями этой школы в 1982 году (при её открытии) и в 1992 году (через 10 лет после открытия). Как было оговорено заранее, вскрыть их надлежит 4 ноября 2017 года. О том, что в них написано, можно будет узнать в этот день у здания администрации Новского поселения, но сейчас речь не про них, а про саму Нину Ивановну, которая, несмотря на своё 80-летие, сохранила активность, оптимистичный настрой, эмоциональность и неравнодушие к происходящему вокруг. Пример с письмами это только подтверждает. Она вообще их могла не читать, вообще не поднять ту самую табличку с земли, которая когда-то висела на школе, и за которой хранились эти послания. Могла, но не сделала – учительское сердце не позволило пройти мимо, ведь в этой школе – частичка её жизни, частичка жизни учеников, коллег и просто истории села.

Нина Ивановна – педагог во втором поколении: три её тётушки (сёстры отца) – учителя математики – они старшие в учительском роду семьи, она (вместе с сестрой) – второе учительское поколение, её дочери, получившие педагогическое образование – третье. Однако свой рассказ о себе она начала как раз не с себя, а со своих учителей, которые учили её и оставили след в её душе на всю жизнь.

След на всю жизнь

Я тоже, со слов Нины Ивановны, хочу сказать о них, хоть и не знала и не могла знать, но это, судя по воспоминаниям Н.И.Смирновой, были люди-подвижники, энтузиасты, знатоки своего предмета и детских душ, люди высокой внутренней и внешней культуры, они точно знали как надо учить и воспитывать детей. Итак, слово Н.И.Смирновой:

«Я ездила на 100-летие своей школы и говорила там о них. Всех помню только добрыми словами. Среди моих учителей было много мужчин-фронтовиков: А.С.Шубарев – физик, инвалид войны, контуженный, из-за чего на его лице была постоянная улыбка. Слушая наш костромской говор, он всегда возмущался: «Что за слово «проволога»! Скажите: «проволока» и так 10 раз… Н.С.Палилов – строгий, справедливый, требовательный. Л.П.Романов – математик. В 10-м классе пришёл к нам в класс, а у нас на столах лежат тома «Войны и мира», которые в это время по литературе проходили. Посмотрел он на них и говорит: «Что вы можете понять сейчас? Я только к 40 годам перечитал Толстого и только смог осмыслить». Физику, черчение, немецкий, историю – все предметы преподавали у нас мужчины. Но и женщины в своем профессионализме не уступали им. Р.Г.Сытова, историк. Она приехала к нам в деревню и сразу начала знакомиться со своими учениками, посещая их на дому. Это было неслыханным тогда для наших мест. На лыжах она поехала по домам. А мы, ученики, готовились к её приходу, волновались, удивлялись…Я пошла в школу в 1945 году, моей первой учительницей была Е.И.Майкова. Её рассказы о телевизоре казались нам фантастикой, в нашей деревне и радио в то время не было. А когда в район привезли фильм «Повесть о настоящем человеке», учительница повела нас, человек 15, на вечерний сеанс за 5 км, 3 из которых приходились на лес. А потом так же случилось с «Молодой гвардией». И снова мы, дети, вместе с учительницей отправились смотреть настоящее кино и учиться патриотизму. А как мы любовались и восхищались своими учителями, когда они ставили спектакли или после вечернего сеанса в кино начинали танцевать!» Вывод, который делает Нина Ивановна из своего рассказа о своих учителях, звучит так: «Учителя отдавали нам жизнь, нас учили прекрасные преподаватели!» Их уроки не пропали для неё даром. Так, к примеру, свою работу с классом она всегда начинала со знакомства с домашней обстановкой ученика. «Я не вижу ребёнка (т.е. не понимаю и не имею о нём представления) пока не увижу его стены, стол, за которым он учит уроки, всю домашнюю атмосферу», - говорит она. На лошади, пешком, на лыжах, она без устали выполняла эту важную для неё работу – постижение душ своих учеников. Не забыла и про Толстого, поступив так же, как её учитель, - начала второе серьёзное прочтение «Войны и мира» уже в сознательном возрасте, хотела это сделать прежде, чем посмотрит кино (речь про самую первую советскую версию этого фильма). Эффект от прочтения романа был выше всяких ожиданий: «Я бежала быстрее домой, чтобы читать эту уникальную книгу». Усвоила Нина Ивановна и то, что внеклассная работа является лучшим средством сближения и сдруживания классного коллектива. Уже 2-го сентября она приглашала учеников на прогулку в лес, в прекрасный осенний орешник. А Новый год? Это вообще память на всю жизнь, когда она со своим десятым классом встречала его в лесу у костра в трескучий мороз! Она не только умела сплотить ребят, но и пользовалась любым случаем, чтобы научить их жить правильно и стать хорошими людьми. Училась в её классе как-то девочка-инвалид, попавшая в аварию, каждый её шаг – это боль, это преодоление себя. На её примере учитель и старалась доказать своим подопечным, что надо уметь ценить жизнь, дорожить ею, не падать духом и находить в себе силы для внутреннего роста. С этой своей ученицей, Ириной, Нина Ивановна поддерживала отношения долгие годы, помогала материально, писала ободряющие письма. Были на её вооружении и другие действенные методы воспитания. К примеру, характеристики. Что тут такого? «Дети писали на бумажках свои фамилии, складывали их в шапку, а потом вытаскивали, не глядя. От них требовалось дать характеристику своему однокласснику, чья фамилия выпала. Не называя имён и фамилий, их зачитывали перед классом. Ребята часто догадывались, о ком речь. Дети не умели лгать, они всегда говорили правду и часто, услышанная из уст своих одноклассников, она заставляла детей работать над собой, исправлять свои недостатки», - вспоминает Н.И.Смирнова. И в целом, призыв к работе над собой был любимым у этого опытного педагога. Ученики ценили своего неординарного, честного и требовательного учителя, немножко побаивались её, но, безусловно, уважали.

Повороты судьбы

О её жизненном пути можно написать целую книгу, а вернее, роман. Деятельная по своей природе, активная и целеустремлённая, Нина Ивановна объехала пол России, работала и учителем математики, завучем, директором школы, вела группы продлённого дня, заведовала музеем. А начинала она свой жизненный путь с самой настоящей глубинки – д.Хмелевицы в Костромской области. Тут получила среднее образование, а затем по совету тётки, жившей в Восточном Казахстане, переехала туда и поступила в Усть-Каменогорский пединститут. Причём, первоначально она мечтала стать литератором. Но конкурса не было на математическом факультете, и она без усилий над собой легко поменяла литературу на математику. Ну, а затем, став учителем, Нина Ивановна работала в школах Восточного Казахстана, потом в Амурской области. Почему так бросала её судьба – такой вопрос был бы неправильным – Н.И.Смирнова сама выбирала себе место жительства, не боясь не прижиться на новом месте. В частности, в Амурскую область она поехала за романтикой, тогда было принято ехать на Дальний Восток, даже её папа когда-то мечтал уехать в Магадан. По её признанию, это был период самой интересной сознательной работы. Большинство её воспоминаний связано именно с Дальним Востоком. Это плодотворное для себя время Нина Ивановна характеризует кратко, по примеру рубрики в «Учительской газете» тех лет «Жду понедельника»: «Я всегда ждала понедельника, хотела быстрей окунуться в любимую школьную жизнь». Затем она возвращалась на уже «обжитые» территории, но в душе мечтала о том, чтобы переехать туда, где есть лес. Было такое большое желание. А где лесов много? В Ивановской, Костромской областях. Выбор пал на Ивановскую область. И снова она выбирала: Повёрстная, Горшковская или Ильинская школы. Остановилась на Повёрстном, тут сосны, лес, хорошо дышится. А потом была Кунестинская школа. Завершил свою бурную педагогическую деятельность этот неугомонный человек в Новской школе.

«Самая красивая школа в районе»

Это отдельная история о том, как Нина Ивановна, будучи директором, достраивала школу, начинала налаживать школьную жизнь. Сколько потребовалось сил и здоровья! Такой большой нагрузки она выдержать не смогла и, отработав 4 года директором, сложила с себя этот тяжёлый груз ответственности – здоровье уже не позволяло трудиться без оглядки, как это она делала всегда. Но и тут Н.И.Смирнова нашла применение своим силам, работала учителем, а потом в группе продлённого дня. В целом этой школе отдано 15 лет жизни. «Новская школа была самой красивой в районе», - считает она. Она могла научить детей не только математике, но и увлечь макраме, вышивкой ковров. И как тут не сказать про её маму – скромную и неутомимую труженицу – Елену Макаровну! Это она в одиночку, оставшись вдовой в 36 лет, вырастила четырёх дочек, три из которых получили высшее образование, научила их рукоделию и любви к труду. Колхозница, техничка в школе, обязанностью которой было не только вымыть пол, но и натопить печи. Вроде, такие простые действия! Но некрашеный пол мыть было надо с толчёным кирпичом, а дров для печки набрать самой – разобрать для этого старый дом по соседству. Её постоянными помощницами были дочери, они никогда не бросали свою маму и все её заботы делили с ней пополам. Технику изготовления тех же удивительных ковров, которые именно вышивались особым способом из старых распущенных предварительно вещей, Нина Ивановна переняла у мамы. Один из таких ковров, с изображением вечного огня, она вышила вместе с учениками. Он получился настолько удачным, что сейчас хранится в СДК, а каждый День Победы выносится на всеобщее обозрение. Быстро пролетело время, а когда-то ей казалось, что 4 ноября 2017 года – это так далеко! Что же там написано, в этом послании потомкам? Эту тайну Нина Ивановна раскроет точно в срок.

На снимке: Нина Ивановна Смирнова.

© «Приволжская новь.Ru». Использование материалов данного сайта без письменного согласия редакции – ЗАПРЕЩЕНО. Адрес редакции: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Революционная, д. 46. Телефоны: гл. редактор – 8 (49339) 4-28-85, Бухгалтерия: 8 (49339) 4-27-44, Отдел рекламы: 8 (49339) 4-16-66. Сайт администрации Приволжского муниципального района: andrey@privadmin.ru
Создание сайтов —