Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Тяжелы те ордена…»

Мой отец, Черемухин Виталий Мефодьевич, родился 20 января 1926 года в д. Иванково Костромской области  Нерехтского района.  В семье было 6 детей. Семья имела немалое хозяйство - корову, овец, кур, гусей. Дети трудились наравне со взрослыми. Папа закончил 7 классов, в школу ему приходилось ходить в другое село за  5 километров.

На фото: Виталий

В это время его старшего брата Федора, 1920 года рождения, забрали в армию. Служил он в Тирасполе Молдавской ССР в 1-й строевой роте. Сохранилось несколько писем, в которых он писал, что служба проходит в большой строгости, соблюдается военная дисциплина, не отпускают даже в увольнение, в выходные.  Он писал, что скучает и надеется вскоре приехать домой. Сообщал, что было очень сильное землетрясение 10 ноября в 4 часа утра, когда все спали. Все затрещало, что даже невозможно было стоять. Люди выбегали на улицу босиком и в нижнем белье. Разрушений было много, много народа погибло.

На фото: Фёдор
Во втором письме от 1 мая 1941 года он сообщил, что был на параде. Стояла жара 30 градусов. Во время службы участвовал в операции за освобождение Бессарабии. Писал, что домой не приедет совсем, не позволяет международная обстановка. Это были его последние письма. С мая 1941 года от него не было никаких вестей.
Есть предположение (как утверждает тетя по материнской линии), что Федор погиб при обороне Брестской крепости в первые дни войны, которая первой приняла на себя удар фашистской армии. Территория Белоруссии (в том числе крепость) представляла собой непролазные болота, топи. Здешняя природа стала невольным спутником врага. В 1941 году был силен тот, кто наступал, и по многим причинам оказался слабым тот, кто оборонялся. Защитники крепости героически держали оборону в течение долгих шести дней. Не хватало техники, боеприпасов, провианта. Командиром 1-го батальона, в котором  оказался  и Федор стал Петр Михайлович Гаврилов. Также под его командованием было несколько мелких разрозненных подразделений стрелковых полков. После ожесточенных боев, оставшись один тяжело раненый Гаврилов попал в плен. И вероятнее всего, Федор с остальными однополчанами погиб именно в этот период.
Уже после войны мой отец подавал запрос в центральный архив, чтобы узнать о судьбе брата. Результатом стало то, что среди погибших за время войны Федор не значится. Скорее всего фашисты при нападении уничтожили все документы.
Другой брат отца – Сергей, 1922 года рождения. Был призван в армию в начале войны и служил сначала в Коврове. В первом письме писал, что проходит обучение на связиста Конной армии. Второе письмо было написано 19.04.1942 года. Писал, что 22 мая будет проверка знаний и после направят в действующую армию. Со слов родственников Сергей погиб в 1942 году.

На фото: Сергей


Дошла очередь идти на фронт до Виталия, моего отца. Потери на фронтах были так велики, что брали уже 17-летних. В 1943 году 10 ноября семнадцатилетнего паренька забрали на срочную службу и зачислили в военную часть№90165.
 Моя бабушка, провожая, убивалась от горя, она уже потеряла старших сыновей – Федора и Сергея, и очень боялась, что не перенесет потери еще одного сына. Виталий Мефодьевич, принял присягу 8 декабря 1943 года. Обещал отомстить врагу за братьев. Он попал в учебную роту пулеметчиком. Их приучали к выносливости и терпению, и это впоследствии пригодилось. Новобранцы изучали все виды стрелкового оружия и прежде всего станковый пулемет. После учебы в августе 1944 г. был направлен в 230 стрелковую дивизию 990-го полка на 1-ый Белорусский фронт. Командующим войсками фронта был маршал Советского Союза Г.К.Жуков. По историческим сведениям, в то время войска 1-го Белорусского фронта участвовали  в наступательной операции по освобождению Варшавы. Как вспоминал отец, ему приходилось тащить тяжелый пулемет и, чтобы остаться незамеченным - окапываться, делая небольшие углубления в земле. Но вражеские танки шли напролом, следом двигалась пехота. Отец с криками: «За братьев, за Родину» смело бил врагов. А кругом рвались снаряды. Одним из таких взрывов его, оглушенного, отбросило в сторону, завалив землей. Придя в себя, уже в темноте он услышал поблизости незнакомую речь - понял немцы. Фашисты ходили по полю и добивали раненых. Ради спасения пришлось спешно скатиться в болотину. Это и спасло ему жизнь.
Сколько людских страданий ему пришлось наблюдать во время войны - оторванные конечности, пробитые пулями и осколками тела. Молодые безусые парни становились калеками на всю жизнь. Ощущалась нехватка медикаментов, бинтов. Не  раз приходилось рвать на себе нательную рубаху, чтобы перебинтовать раненых товарищей. Когда заканчивались боеприпасы, с возгласами «Вперед! За Родину!» бойцы бросались врукопашную. После боя медсестры стаскивали раненых, складывали рядами для отправки в тыл. Один тяжелее другого - то руки нет, то ноги, все в крови, грязи, крики, стоны, ругань, просьбы пристрелить, чтобы прекратить страдания...
После освобождения  Варшавы началось наступление на Берлин. Подступиться к городу было тяжело из-за весеннего половодья, из-за сплошной грязи машины не могли двигаться,  поэтому основной силой стала пехота. Немцы хорошо подготовились к обороне города - тяжелые баррикады, противотанковые заграждения, окопы, траншеи. Нашим бойцам приходилось отвоевывать каждую улицу, каждый подвал. В одном из боев отец был ранен, но продолжал сражаться. Участвовал в захвате Рейхстага, дошел до Победы. Но для него война на этом не закончилась. Согласно военному билету, домой он вернулся только в пятидесятом году. На каких именно фронтах продолжалась его служба - неизвестно. Про войну отец не любил рассказывать - он был несколько раз ранен, контужен, остались осколки внутри, которые врачи посчитали опасным тревожить. В билете указано: «10 июля 1945 года был направлен в спецроту, 5 сентября 1946 года в 65.0 Авт. полк. 4 января 1947г. 188 осв. Минометчик, 10 октября 1947г. военная часть №90165 1-я стрелковая рота. Уволен в запас на основании постановления совета Министров СССР от 28 января 1950 года».
За время военной службы был награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны II степени, а орден Отечественной войны I степени с формулировкой «За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками» ему был  присвоен посмертно в девяностых годах и вручен мне (дочери) в Приволжском райвоенкомате. Он имеет множество медалей за освобождение Варшавы, за взятие Берлина и другие.
Да, «Тяжелы те ордена, за которыми - война…»
Умер мой папа, Черемухин Виталий  Мефодьевич,  26 марта 1996 года. Вечная память и слава ему и его братьям - Федору и Сергею.

Е.Сальцева