Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Тайна, покрытая временем

Эта семейная история,  как  камень, брошенный в воду, волны которого сквозь время дошли до нас. Но затронули они не только ту самую семью, но и многих других людей, включая нашу редакцию. Быть может, в ней всё началось с любви, а может, это был инстинкт самосохранения, когда женщина по имени Елизавета, жительница д. Данилково, вышла замуж сперва за Филарета Яблокова, а затем, после его гибели, за его брата Алексея? Шла Гражданская война, время было тяжелое, женихов в деревне женщине с ребёнком искать было негде и некогда… В принципе, не такая уж и не-обычная история…

 От первого брака у Елизаветы и Филарета родился сын Василий, а от второго  - Анна и Анатолий. И нечего бы было ворошить прошлое, если бы не письмо, пришедшее в редакцию. В нём сообщалось о том, что усилиями волонтёров Общественного Народного фронта и специалистов международного военно-мемориального центра «Возвращённые имена», установлено имя пропавшего без вести в годы войны Василия Филаретовича Яблокова. Говорилось также, что он захоронен в Австрии, в г.Зиммеринг. Даты его жизни указывались 1920- 10.04 1945. Получалось, что он погиб буквально за месяц до Победы. Однако, связавшись с родственниками, выяснилась интересная картина: гвардии сержант Василий Филаретович Яблоков пришёл с войны жив и здоров, с орденами и медалями за боевую доблесть. Жил после войны в Костроме, там и похоронен. Его родные по матери брат Анатолий и сестра Анна лично были на его похоронах. Вторая неувязка состоит в том, что в пришедших к нам данных называлось имя его супруги – Яблокова Елизавета Фёдоровна, когда в жизни она была его матерью…Что же это за загадки? Кого же обнаружили волонтёры в Австрии? Быть может, это был Алексей Яблоков, который как раз и считается до сих пор пропавшим без вести?  Как рассказала Валентина Николаевна, внучка Алексея Григорьевича Яблокова, он пропал сразу после ухода на фронт, и никаких данных о нём семья все эти годы не имела. Однако, в данном случае настораживает дата гибели – 45 год, не мог же человек за все годы войны не подать своей семье ни одной весточки. Она прекрасно помнит, как Елизавета Фёдоровна горевала по поводу пропажи своего мужа: «Хоть бы одну весточку прислал, хоть бы записочку…»


Наше журналистское расследование привело нас в Москву, в центр «Возвращенные имена». Туда нас адресовали работники ОНФ Ивановской области, приславшие нам материал об установлении имени «погибшего» земляка. Состоялся разговор нашего корреспондента с В.В.Казакевичем, генеральным директором международного военно-мемориального центра. Выслушав информацию, Виталий Валерьевич рассказал о том, как ведётся установление имён безвестных героев, захороненных в разных странах мира, и на территории России. По его словам, разработана специальная методика, позволяющая работать быстро и эффективно. В основном, она ведётся по архивным документам и рассекреченным материалам Министерства обороны нашей страны. В ней огромная роль отводится волонтёрам. Это они  ищут информацию в огромных объемах архивных документов: уточняют, выясняют, сравнивают факты. Главная трудность заключается в том, что боевые захоронения часто переносились, часть фамилий бойцов утеряна.  Даже в  знаменитом Трептов-парке в Берлине, где более пяти тысяч воинов захоронено, не написано ни одного имени.  Чтобы выяснить, как же волонёры определяют имена погибших, Виталий Валерьевич посоветовал зайти на его сайт. И вот что мы там выяснили:  «есть два варианта задач, с которыми могут справляться добровольцы. Например, в объединённом электронном банке данных люди находят всех своих земляков и направляют информацию в городской или региональный штаб ОНФ, а затем она передается в нашу единую базу данных.
Если человек живет в том регионе, где шли боевые действия, ему проще:  берется паспорт захоронения, потом нужно зайти в раздел боевых донесений. Наши специалисты вытягивают информацию об этом захоронении, которую Министерство обороны занесло в паспорт. К примеру, в документе говорится о 500 похороненных, но известны фамилии только 17 человек. По ним волонтер находит донесение 1941–1945 годов и смотрит, с кем одновременно погиб (и соответственно был похоронен) тот или иной солдат. В итоге он набирает большой массив фамилий, сводит в одну таблицу и пересылает нам. Параллельно мы отслеживаем места захоронений и перезахоронений. Информация сводится воедино, и мы можем искать родственников». То есть, как и в нашем случае, речь не шла о деятельности поисковых отрядов, работающих с самими захоронениями и поднимающих останки погибших (тут можно было бы предположить, что имя нашего земляка было вписано в списки погибших по найденному медальону или  по каким-то другим предметам), речь шла о работе с архивами. И те неточности, которые обнаружились относительно семьи Яблоковых из д.Данилково, это, по словам В.В.Казакевича, скорее всего, ошибка, допущенная в самих архивных документах тех лет:  может, Василия Яблокова похоронили ошибочно ещё тогда, если принять в учёт события военного времени, а можно предположить и ошибку волонтёра сейчас, ведь все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться. Всего 1 или 2 % недостоверных сведений выявляются в этой работе – подчеркнул  ВВ.Казакевич, но как обидно осознавать, что это  случилось именно с нашим земляком! К тому же ошибок допущено сразу две вместо слова «мать», написано «жена». Не слишком ли много для одного человека? А ещё к слову можно сказать, что фамилия Яблоков – очень распространенная, как и имя Василий. Быть может, это был другой Яблоков, ведь даже дата его рождения точно не известна. Это по присланным сведениям он родился в 1920-м году, а на самом деле? Жаль, что никто не может подтвердить дату его рождения. Зная её, можно было бы судить, о нашем ли Василии идёт речь. С целью выяснить эти данные, редакция газеты пошлёт в Костромской архив запрос. А пока гадать и строить предположения – дело неблагодарное, версий можно выдвинуть много, а, между тем,  истина так и не будет раскрыта. Шансов на то, что  тайна уроженца д.Данилково Василия Филаретовича Яблокова будет раскрыта,  весьма мало. Кто же возьмётся за это дело ещё раз? Тем более, что волонтёров – тысячи, кто конкретно занимался поиском, неизвестно. Также не раскрыта и тайна Алексея Григорьевича Яблокова. Где он воевал и погиб?  Получилось, что у одной женщины по имени Елизавета Фёдоровна Яблокова из д.Данилково было не только два мужа, погибших в разных войнах, но осталось две тайны: что случилось с со вторым мужем, и как её сын, рождённый от его брата, попал в списки возвращённых имён.
P.S. Из этой семьи, по рассказам Валентины Николаевны, на фронте побывали ещё несколько человек: её отец, призванный на войну в 18 лет, второй дед – Леонид Афанасьевич, его сын Михаил, брат деда – Николай Афанасьевич. Все они вернулись домой. Только Михаил пришёл с ранением в голову и практически сразу умер.
 

 

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник