Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

С кинокамерой и автоматом

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Фроленко Владимира Анисимовича. Возможно, его имя сейчас мало кому известно. А между тем, этот человек являлся трижды Лауреатом Сталинской премии, участником Великой Отечественной войны, известным кинооператором, благодаря которому в историю войны навсегда во-шли кадры хроники военных лет, а затем и ряда крупных советских событий.  Любовь к фотоделу, киноискусству у Владимира Фроленко зародилась ни где-нибудь, а в нашем с.Яковлевском, куда он переехал вместе с семьёй с Дальнего Востока (где родился), в возрасте 15 лет . Была ли его мама коренной жительницей с.Яковлевского или по каким- то другим причинам оказавшаяся здесь, но факт остаётся фактом – семья Фроленко жила в Приволжске. 

Ещё в 2013-м году в нашей газете был опубликован материал о Владимире Анисимовиче под названием «Служили два товарища», автором которого являлся житель Приволжска В.В.Волков. Отец Владимира Витальевича, Виталий Николаевич, дружил с В.А.Фроленко, вместе с ним занимался в  фотокружке приволжского рабочего клуба под руководством известного в те времена фотомастера Лебедева (во многих фотоальбомах приволжан ещё хранятся фотографии с его печатью).  

Фотокружок, с.Яковлевское. За столом сидят В.Н.Волков и В.А.Фроленко

Сегодня вернуться к фактам биографии этого человека нас подвигла не только круглая дата со дня его рождения и 75-летие Победы, но и письмо московского краеведа Е.Свистова, который является членом клуба фронтового кинооператора Микоша. Евгений обратился в редакцию «Приволжской нови» с просьбой отыскать сведения о родственниках В.А.Фроленко.  И вот что нам удалось выяснить: благодаря руководителю Приволжского отдела ЗАГС Т.Б.Козловой (Татьяне Борисовне огромное спасибо за помощь!)  в книге записей смертей за 1959 год найдена фамилия Фроленко Александры Ильиничны, которая умерла в возрасте 79 лет, и на момент смерти проживала по адресу: г.Приволжск, ул. Коминтерновская, д. 25. Поговорив с теми, кто жил на ул. Коминтерновской в те годы, нам удалось выйти на Л.С.Крылову, которая не только подтвердила, что А.И.Фроленко жила в этом доме и сын её действительно являлся кинооператором, но и дружила с внучкой Александры Ильиничны, Верой (племянницей Владимира Анисимовича, дочерью его сестры Надежды). Сама Александра Ильинична, мама Владимира Анисимовича, по словам Л.С. Крыловой, была добрым, хорошим человеком, скромным, никогда не бахвалилась перед соседями заслугами своего сына, не кичилась его известностью. После ранней смерти дочери она взяла на воспитание её дочь, свою внучку. Людмила Сергеевна вспомнила о том, что на стене в комнате Александры Ильиничны висели фотографии, на которых она сама изображена в повязке медсестры времён первой мировой войны.  Известно, что и её дочь, Надежда, в годы Великой Отечественной работала в приволжском госпитале.  Если нашим читателям известно что-то ещё об этой семье, просим позвонить по телефону 4-16-66 или зайти в редакцию. По ходу дела выяснились другие интересные краеведческие подробности, уже касаемые нашего города, а точнее говоря, района нынешнего детского сада 1 (но это уже совсем другая история).

Памятник фронтовому кинооператору

А теперь вспомним подвиг советских кинооператоров военных лет. Их деятельность изучается и в наше время и становится предметом исследований краеведов.
Долгое время считалось, что всего было 258 фронтовых операторов, однако по уточнённым данным, теперь речь идёт про 308 операторов и ассистентов, а также 107 административных киноработниках, режиссёрах, звукооператорах, также входивших в состав фронтовых групп.   Многие погибли: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, с воды и воздуха.
Находясь на передовой вместе с солдатами, фронтовые операторы работали обычно парами, использовали кинокамеры «Аймо» и советские аналоги «КС-4» и «КС-5». Их наследие — 3,5 миллиона метров кинопленки, сотни документальных фильмов и киножурналов. Операторы-фронтовики и сегодня на передовой — снятые ими кадры, как живые свидетельства о войне, стоят на страже правды и не дают фальсифицировать историю. В подмосковном Красногорске в год 75-летия Победы открыт памятник фронтовому кинооператору. Это первый не только в России, но и в мире монумент в честь тех, кто с камерой в руках приближал Победу и сохранил для мира память о великой и страшной войне. Прототип увековеченного героя — военный оператор Владимир Сущинский. Он погиб в феврале 45-го, при освобождении Польши. Фроленко Владимиру Анисимовичу повезло, он остался жив, однако пострадал уже в мирное время – лишился пальцев рук, выполняя другое задание…

Он писал кинолетопись Великой Отечественной

II Всесоюзный Съезд колхозников-ударников. Оператор Владимир Фроленко -в верхнем ряду второй слева.

Фроленко Владимира  Анисомовича мы можем назвать своим земляком, поскольку достоверно известно, что одно время, перед войной, он жил в с. Яковлевское – здесь закончил школу, работал. Дружил с Виталием Николаевичем Волковым. И теперь его сын, Владимир Витальевич, ещё раз вспомнит о легендарном кинооператоре.
«В молодости они вместе с отцом работали в художественной мастерской льнокомбината, Владимир – учеником  по разработке текстильного рисунка на ткань. В 1920-е годы в Яковлевском открылся рабочий клуб, где   фабричные рабочие могли заниматься в драматическом, фотокружке, художественной студии. Владимир Фроленко принимал активное участие в деятельности клубной ячейки «Общества друзей советского кино», в фотокружке. Освоив профессию фотографа, он хотел затем стать кинооператором и уверенно шёл к своей мечте.
В 1931-м году  поступил на операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). С 1933 года, будучи студентом, работал на Московской кинофабрике «Союзкинохроника».  В ноябре 1934 года закончил  курсы воздушных операторов в школе морских и сухопутных лётчиков, получил квалификацию авиакинооператора.
 В его характеристике 1941 года отмечалось: «Тов. Фролеко имеет ряд самостоятельных съёмок, в частности, является единственным кинооператором в Советском Союзе блестяще знакомым с условиями съёмок в Арктике, равным образом и полётов в ряде воздушных рейсов».
В годы войны В.Фроленко снимал кинохронику на Юго-Западном, Воронежском, Сталинградском, 1-м Белорусском фронтах. Также почти 10 месяцев работал в тылу врага, снимал в Чернигово-Волынском партизанском отряде. Работа в партизанском отряде была ответственной и опасной. Летать к партизанам было под силу не каждому лётчику – дело это было очень рискованное. Перелетев линю фронта, лётчик прекращал всякую радиосвязь, чтобы фашисты не обнаружили самолёт. Место посадки отмечалось партизанами зажжением костра. Фашисты иногда об этом узнавали и делали то же самое, чтобы сбить лётчика с пути и захватить летящий к партизанам самолёт. Но партизаны были хитрее и каждый раз выбирали новую посадочную площадку, придумывали новую последовательность зажигания костров и их расположение. Однако трудности были и другого характера:  от лётчика требовалось особое умение разыскать в ночном лесу нужную площадку, приземлиться, а в случае аварии – совершить вынужденную посадку, успев сообщить командованию о происшествии и своих координатах.
В тыл к партизанам отправляли молодых и хорошо подготовленных кинооператоров, таким и был В.А.Фроленко. За время войны он побывал во многих партизанских отрядах,   снимал и бой партизан с гитлеровцами,   боевые подрывы мостов, железнодорожных путей, складов, нападение на вражеские гарнизоны. Во время боя вместе с партизанами он шёл рядом, держа в руках и кинокамеру, и автомат. Нахождение рядом кинооператора придавало партизанам силы и уверенности в том, что об их борьбе узнают на Большой земле. Не менее трудным было и возвращение: отснятую плёнку надо было сохранить, обработать и своевременно продемонстрировать с экранов всему советскому народу.
Военная фильмография В.А.Фроленко включает в себя целый ряд документальных фильмов, в которых использованы кадры, снятые им в боевых условиях фронтов: «Наша Москва» (1941 г.), «Битва за нашу советскую Украину» (1943г.), «Освобождение советской Белоруссии» (1944 г.), «Бои за освобождение Вильнюса» (1944 г.), «От Вислы до Одера» (1945 г.), «Берлин»  (1945 г.).
Также в военные годы наш земляк снимал Харьковский судебный процесс над немецкими преступниками, конференцию министра иностранных дел СССР Молотова с американским госсекретарём Г. Хеллом и министром иностранных дел Великобритании Э.Иденом. В отзыве работником Главкинохроники на сюжет Фроленко «Отважные санитарки» отмечалось: «Работа оператора оставляет хорошее впечатление. Он правильно построил сюжет и уловил суть подлинной фронтовой съёмки. В сюжете показаны трудности войны и отважные советские люди, которые эти трудности преодолевают. Удачно начало сюжета. Это небольшой фрагмент атаки, которую ведут наши бойцы».
В послевоенное время В.А.Фроленко снимал воздушные праздники, спортивные соревнования, участвовал в экспедициях в Арктику.
Он не раз приезжал в Приволжск, обязательно заходил к нам. Вместе с моим отцом, тоже участником Великой Отечественной войны, они вели долгие беседы о войне, о происходящих в стране и мире событиях, о людях. Последний раз Владимир Анисимович был в Приволжске в 1955-м году . Пальцы его рук были частично ампутированы – ведя киносъёмку при испытании нового оружия в условиях Арктики, он отморозил руки. Но несмотря на это обстоятельство  продолжал работать в Центральной студии документальных фильмов СССР.
Он считал, что ему очень повезло жить и трудиться в СССР, его мечта стать кинооператором осуществилась, вместе с народом он боролся с фашистскими захватчиками и остался жив, смог осуществить многое из того, что задумывал».
Он умер, когда ему было всего 45, его  мама пережила его на три года…

О. Пикина