Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Вопросы и ответы психолога

Сегодняшний домашний педсовет мы решили посвятить не какой-то отдельной теме, а ответам на наиболее часто встречающиеся вопросы, которые задают психологу высшей категории, уполномоченному по правам ребёнка в школе №1 Е.А.Борисовой родители. Для удобства читателей эти вопросы мы вынесем как подзаголовки. Вот как Елена Адольфовна их обозначила, и какие ответы дала.

Почему современные дети избыточно агрессивны?

Действительно, психологи  и родители бьют тревогу по этому поводу. Исследования показывают, что если раньше дети проявляли свой нрав лет в 11-13, то теперь - гораздо раньше. Первой причиной такого явления можно назвать кризис семьи, рост разводов и, как следствие, воспитание детей в неполных семьях. Во-вторых, сейчас мы стали уделять детям меньше внимания, потому  что вырос темп жизни. Подмечено, что самые агрессивные дети живут в больших городах, так как именно там родители проводят с детьми наименьшее количество времени. Есть ещё одна сторона медали, которая заключается  в том, что многие родители воспитывают детей слишком либерально.  Российские психологи провели не одно исследование и доказали: именно такие подростки склонны к употреблению наркотиков, алкоголя и ранней сексуальной активности. У них высокая склонность к насилию и они легко вовлекаются в антиобщественные действия.. Т.е современные родители дают детям слишком много свободы. Это в свою очередь объясняется тем,  что их собственное детство пришлось на тяжелые годы — перестройку и 90-е. Вот и пытаются они компенсировать своим детям то, чего сами не получили в свое время. Но если детям во всем потакать, то они не научатся учитывать чужие интересы.. Авторитарный стиль воспитания — тоже не выход. Если родители только отдают приказы, не интересуясь мнением ребенка, вспышки агрессии гарантированы. В этом случае сильные и инициативные подростки проявляют агрессию как протест против такого обращения. Робкие и неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей. Такие дети, которых родители ломают, потом легко могут попасть под дурное влияние. Ещё одним немаловажным фактором, располагающим к агрессии, можно назвать негативное влияние СМИ. Согласно исследованиям Калифорнийского университета США, за свою жизнь 11-летний ребенок успевает увидеть по телевизору около 8 тысяч убийств и 100 тысяч других актов агрессии.  Когда мы постоянно видим насилие на экране, наш мозг перестает воспринимать чужую боль, мы начинаем воспринимать ее как норму. И в обычной жизни мы перестаем понимать, что хорошо, а что плохо. Особенно этот эффект заметен в компьютерных играх, где главный герой, убивающий врагов — хороший персонаж. Искажаются этические нормы: ты убиваешь — ты молодец.

 Как же быть? Родителям важно очертить для ребёнка  границы дозволенного. Если он совершил  плохой поступок, то разговор об этом дома должен состояться как можно раньше. Но самое главное, в чём тоже твёрдо должны быть убеждены родители,  никакого физического насилия!  И конечно, очень важно поощрять ребенка за хорошее поведение. Потому что главная профилактика агрессии – мудрая любовь к своему ребенку, как к равному члену семьи. А теперь кратко напомню о том, какие факторы способствуют появлению агрессии: наследственность, пережитое физическое или сексуальное насилие, насилие, которое пропагандируется в СМИ или в интернете, наркотики и алкоголь, наличие в доме огнестрельного оружия, неблагополучная семья — бедность, развод родителей, безработица, пьянство, а также повреждения головного мозга вследствие травмы.

Откуда берётся повышенная тревожность у школьников?

Причины повышенной тревожности детей давно изучены, и со временем претерпели мало изменений. Назову основные: тревога из-за потенциального физического вреда. Ребята часто боятся собак, машин, детей, которые старше их, поскольку воспринимают их как вероятный источник опасности, боли или физического дискомфорта.   Тревога из-за потери любви. Дети болезненно переживают свои школьные неуспехи во многом потому, что боятся лишиться родительской любви и поддержки, особенно если в семье используются авторитарные методы воспитания, предполагающие безоговорочное подчинение и выполнение жестких правил ребенком.  Тревога вследствие чувства вины. У школьников чувство вины характеризуется переживанием самоунижения, досады на себя, оценкой себя как недостойного. Тревога из-за неспособности овладеть ситуацией. Новые, постоянно меняющиеся условия, предъявляющие к ребенку различные требования, могут вызвать у него субъективное ощущение бессилия, невозможности что-то сделать, как-то отреагировать. Психологическими причинами устойчивой тревожности в школьном возрасте могут стать сложности, возникшие в период прохождения возрастного кризиса; авторитарность и чрезмерная требовательность взрослых, педагогов и родителей; трудности общения со взрослыми и сверстниками; индивидуальные особенности ребенка; черты характера, способствующие возникновению неадекватной самооценки; стрессовые или аффективные ситуации, пережитые ребенком; трудности в обучении. Однако школьная неуспеваемость далеко не всегда вызывает повышение тревожности у детей. Среди отличников тоже немало тревожных детей, которые из последних сил поддерживают сложившееся у взрослых и сверстников благоприятное представление о себе. Таким образом, причины психологического неблагополучия ребенка в школе весьма разнообразны. Уменьшить  тревожность – в силах родителей и учителей. Для этого есть много способов. Родителям можно посоветовать самим быть менее тревожными, держать себя в руках, а для ребёнка стараться создавать дома территорию успеха.

Стоит ли идти в 10-ый класс?

Заканчивая 9-ый класс, школьники встают перед выбором: получить среднее образование в школе или уйти в колледж. Какой вариант выбрать – дело каждого. Самое главное, по-моему, это правильно оценить уровень самоорганизации ученика и его успеваемость: если и тот и другой факторы находятся на высоте, то можно идти в 10-ый класс. Скорее всего, в этом случае удастся успешно сдать ЕГЭ, а значит, и продолжить дальнейшее обучение в вузе. Если же человек не чувствует в себе силы преодолеть трудности старших классов, ленив, не умеет планировать своё время, расставлять приоритеты, к тому же имеет с успеваемостью проблемы, значит ему, скорее всего, надо идти в колледж. И в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Хочу их ещё раз привести, чтобы каждый мог взвесить все положительные и отрицательные моменты. Плюсами обучения в колледже являются приобретение профессии и более быстрое по сравнению с вузом становление на ноги, затем следует назвать трудоустройство, прохождение практики, возможность поступить в профильный вуз на 3-ий или 4-ый курс.

Минусы: есть вероятность остановиться на специальном образовании и так и не получить высшее; при выборе вуза, не сотрудничающего с колледжем, учиться придется на 1 год дольше; отсутствие отсрочки от службы в армии на время последующего обучения в вузе.

Возможно, придется бороться со стереотипами и доказывать, что вы — способный человек. Есть свои плюсы и минусы при обучении в вузе. Их я перечислять не буду, они лежат на  поверхности.

Как правильно выбрать профессию?

Казалось бы, это вопрос, на который уже дано немало ответов, тем не менее, у родителей подрастающих детей он возникает вновь и вновь. В психологии тоже появляются новые интересные размышления на эту вечную тему, так как со временем меняется рынок труда, да и сам человек, его представления о трудовой занятости. Сейчас психологи акцентируют внимание на вопросах, которые должен задать себе человек, размышляющий о будущей профессии: что я хочу делать? Что я могу делать? Хватит ли сил длительно заниматься выбранной деятельностью? 

 Очень остроумно сказал по этому поводу Дейл Карнеги: «Единственный способ стать состоятельным человеком - это заниматься тем, что интересно». Поэтому первым делом следует разобраться в своих интересах. Когда человек увлечён, он не работает через силу; быстро обучается; показывает хорошие результаты; проявляет творческий подход; получает удовольствие. Интересная работа развивает способности и таланты.

Людям, находящимся в поиске, психологи рекомендуют честно ответить на простой вопрос: чем бы вы занимались, если бы не думали о зарабатывании денег?  Многих этот вопрос ставит в тупик.

 У каждой должности есть список требований, предъявляемых к специалисту. Он называется профессиограммой. Он включает в себя перечень способностей и качеств, необходимых для успешной работы. Например, чтобы стать музыкантом, важно обладать музыкальным слухом, четко различать ноты. Многие качества и навыки можно выработать в себе самостоятельно. Заключительный этап в выборе профессии - определение степени развития навыков. Здесь без помощи психологов не обойтись. Знание своих «сильных» и «слабых» сторон повышает осознанность выбора, позволяет прогнозировать дальнейшую карьеру.