Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Дистанционное обучение: остаться в живых

Район ушел в режим самоизоляции, школы – на дистанционное обучение. Родительские чаты раскалены – всем требуются уточнения, объяснения, помощь. Все хотят выразить эмоции по поводу новой школьной реальности. Сообщения в вайбере и ватсапе щедро перемежаются ошеломленными, возмущенными, рыдающими смайлами и картинками, иллюстрирующими взрыв мозга. А мы пишем о том, как реализуется школьный дистант в Приволжском районе с точки зрения представителей системы образования и родителей школьников.

Официальной информацией на этот счет поделилась начальник отдела образования администрации района Елена Владимировна Калинина:
- Согласно Указу Губернатора Ивановской области от 17.03.2020г. №23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»,  система образования работает  в дистанционном режиме. Педагоги работают только удаленно, не общаясь непосредственно с детьми, используя все возможные средства.
Отдел образования держит на постоянном контроле вопрос организации дистанционного обучения. Осуществляется мониторинг обеспеченности преподавателей и обучающихся  рабочим местом для организации обучения, наличия подключения к интернету, а также используемых ресурсов.  
В ряде школ переход на дистанционное обучение вызывает трудности. Причиной является и низкая скорость интернета, и отсутствие  необходимой современной техники, и ряд других факторов. Однако на сегодняшний день дистанционное обучение организовано в каждой школе с учетом имеющихся возможностей. Педагоги могут взаимодействовать с учениками посредством электронной почты, сайта школы,  электронного  дневника  и электронного журнала,  мессенджеров и других дистанционных способов передачи информации. Каждый классный руководитель имеет информацию по каждому ребенку: есть ли техника, есть ли возможность пользоваться, как учатся дети, если их несколько, а компьютер или ноутбук один. Если никакой техники нет, то учитель пишет задание на бумаге, договаривается с родителями о его передаче и обратной связи.
Списки интернет-ресурсов, которыми может воспользоваться ученик и родитель, размещены на сайтах школ. Там представлены разработанные по всем предметам уроки, которые ученик может прослушать и получить объяснение по нужной теме. Мониторинг показывает, что большинство школьников пользуются платформами «Учи.ру», «Российская электронная школа», порталом дистанционного обучения школьников Ивановской области, а для связи с педагогами используют смартфоны (64%)  и электронную почту (81%.).
Чтобы не было перегрузки школьников в результате большого объема заданий, педагоги работают по расписанию. Рекомендованная продолжительность урока для 1-4 классов составляет 20 минут, для 5 – 11 классов – 30 минут.
Родителям обучающихся рекомендовано в  условиях дистанционного режима усилить контроль за их обучением.
В случае невозможности применения дистанционных технологий по причинам технического характера, отказа родителей от дистанционного обучения, ограниченных возможностей здоровья ребенка рекомендуется  перевод обучающегося на иные формы получения образования (заочная, семейное образование, самообразование) с определением порядка и условий текущей успеваемости и прохождения промежуточных аттестаций.
Обучение школьников с использованием дистанционных технологий в условиях карантинных ограничительных мер представляет сложность для всех: и учеников, и учителей, и родителей. Учителя готовы помочь в решении проблем, возникших в период дистанционного обучения, понимают  обеспокоенность родителей и ребят в этот сложный период. По возникающим вопросам можно обращаться по телефону горячей линии: 8(49339) 4-22-48.

Побеседовав с Еленой Владимировной, мы созвонились с директорами двух школ города и попросили их прокомментировать сложившуюся ситуацию. Вот что рассказала директор школы № 12 Ольга Сергеевна Епифанова:
- Конечно, дистанционное обучение, как оно проходит у нас, даст не слишком высокие результаты, существенно снизит контроль над усвоением материала – дети склонны переписывать контрольные работы и домашние задания друг у друга. Не каждый ребенок может самостоятельно освоить сложные темы, и не все родители в состоянии в этом помочь. К тому же, не все в достаточной мере умеют пользоваться компьютером и интернетом. А учителям объяснить теорию невозможно из-за того, что онлайн-уроки не позволяет организовать техника.
Из-за высокой загруженности тяжело и родителям. И очень высокая нагрузка сейчас приходится на учителей – им нужно не только принять, проверить и оценить все выполненные работы, но и дать к ним комментарий.
Но хорошо то, что дети все же заняты. И многие из них умеют работать самостоятельно.
Со своей стороны мы постоянно проводим мониторинг хода обучения, ищем и исправляем ошибки в организации, корректируем, подбираем оптимальные варианты.
А вот мнение директора школы №7 Галины Евгеньевны Рекутиной:
- На дистанционном обучении в настоящий момент находятся все наши ученики. Связь между ними и учителями идет, в основном, через электронную почту. Даются ссылки на видеоуроки в интернете, домашние задания. Главная сложность – огромная загруженность педагогов, которые пишут на каждую работу комментарий. И родителей, особенно, учеников начальной школы, не все из которых хорошо владеют техническими средствами.
Хорошо то, что за первые три четверти учебного года основной материал уже прошли, идет, в основном, повторение. Есть и новый материал, но, если что-то не успеем, это можно будет скорректировать в следующем учебном году.
А что говорят родители? Роман Парменов, который является председателем родительского комитета школы, и в семье которого двое детей учатся в четвертом классе, рассказывает:
- Одна из самых серьезных трудностей, с которой сталкиваются многие, - отправка фотографий на электронную почту. Это часто не получается из-за их размера и при отправке сразу нескольких снимков. Иногда их требуется уменьшить. Но не все это умеют.
Также сайты, через которые идет обучение, перегружены, не справляются и  выдают ошибку. Зачастую система объяснения, которую использовал учитель в школе, не совпадает с системой объяснения в видеоуроках на сайтах. Например, это касается способа умножения столбиком. И дети, привыкшие пользоваться определенным способом, путаются, когда их учат по-другому.
Елена Мунтян, у которой две дочери школьницы:
- Сейчас все немного систематизируется, но на прошлой неделе я не успевала за потоком заданий, и мы запутались, поэтому все выходные просидели с уроками. Детей уже просто жалко!
Елена Смирнова, у которой дочь учится в шестом классе:
- Моя дочь учится самостоятельно, я не сижу с ней за компьютером и тетрадями. Все успевает и говорит, что такая форма обучения учит правильно распределять свое время. Но со слов моей ученицы знаю, что школьники активно общаются в мессенджерах и соцсетях, и многие просто переписывают проверочные и самостоятельные работы друг у друга или из интернета.
А вот слова папы, который пожелал остаться неизвестным:
- У нас оба родителя работают как обычно, никакого карантина. Жена работает в сменах (день, ночь, вечер). После ночей ей спать надо, а не с ребенком заниматься. Я занимаюсь с ребенком-пятиклассником с 18-00 до 21-00. За три часа пройти все темы мы не успеваем. Днем ребенок толком не занимается, так как сидит с младшим братом, который боится остаться один (в другой комнате – прим. редакции).
И также анонимное высказывание мамы пятиклассника:
- Дистанционное обучение подразумевает непосредственную связь между учителем и учениками. По меньшей мере, ученики должны видеть урок и учителя лично! О каком дистанте может идти речь, если ребенок и учитель общаются посредством СМС? Учителя лишь дают задания, а уроки проводят и учат с детьми темы родители. Мы не готовы к дистанционному обучению совсем. Отправляем сделанные уроки по разным соцсетям, подстраиваемся под каждого учителя. Так быть не должно!
Некоторые родители сообщили, что выразить свое мнение словами, которые могут быть опубликованы в газете, они не могут.
От себя добавлю: моя дочь учится во втором классе. Мы с мужем работаем по обычному графику. Ребенок на бабушке (за что огромное ей спасибо!) и выполняет домашнее задание самостоятельно в течение дня. Вечером, возвращаясь домой, проверяю ее работу, и вместе мы открываем ссылки на инфоуроки в интернете. На днях  была проверочная и две новые темы. С письменными заданиями в тетради. Во время  видеоуроков я пыталась  гладить белье. Но так как видео нужно часто и вовремя останавливать, чтобы ребенок  решил примеры, задачу, выписал нужные слова до того, как услышит правильный ответ, получилось не слишком производительно. С переменками по 10 минут и ужином (кстати, готовлю на следующий день теперь практически по ночам) закончили в десятом часу. Ребенок вымотан. И если очень честно, то к концу рабочего дня ловлю себя на мысли, что домой идти слегка страшновато.
РS. За английский только начали браться, а физкультура… Физкультура, прости!

Ю.Татакина