Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Девять лет до победы

9 лет шла к своей победе в региональном конкурсе профессионального мастерства Н.Е. Смирнова, воспитатель детского сада № 1.  Как получилось у Наталии Евгеньевны так долго и упорно добиваться своей цели? Легко ли ей было на этом пути, что вообще пришлось пройти и преодолеть? Об этом и будет наше интервью с  этим талантливым педагогом, полностью погружённым в свою профессию, не боящимся  дерзать. Про таких, как она, сложена поговорка: человек, оказавшийся на вершине горы, не упал туда с неба.

На фото: с Наталией Евгеньевной детям везде интересно - и на занятии, и на прогулке.

- Наталия Евгеньевна, вы довольны своим результатом?
- Я всегда стараюсь добиваться поставленных  целей, считаю, что надо всегда идти только вперёд, несмотря на преграды, а все неудачи воспринимать, как стимул для самосовершенствования. Я и по характеру - человек активный, подвижный, мне трудно усидеть на месте, думаю, что в педагогике эти качества востребованы. Победой в таком престижном областном конкурсе, конечно, я довольна, хотя до последнего момента не верила в успех – другие участницы были сильны, каждая имела свою «изюминку», и каждая была достойна победы.
- Как же вы оказались на вершине этой горы, на которую взбирались столько лет?
- Действительно, мой путь оказался длинным, но он не был напряжённым и прямым, как про это можно подумать. Дело в том, что я несколько раз меняла место работы, так получалось по семейным обстоятельствам: работала в Креневской школе, детском саду № 1 г.Приволжска, затем в Плёсской школе, затем снова в том же дошкольном учреждении . Вот как раз, когда я работала воспитателем, я и подавала документы на участие в региональном конкурсе «Педагог года» после победы на муниципальном этапе (эта первая муниципальная победа была в 2009-м году, с неё я и веду отсчёт своего продвижения к успеху). Итак, попыток на региональном уровне было две: в 2010-м и в 2018-м. Первый раз я вообще не вошла в десятку финалистов, второй раз был успешнее - в эту десятку я вошла, но в тройку призёров - нет. Несмотря на неудачи,  чувствовала, что набираюсь опыта, что он обязательно мне пригодится, что я становлюсь увереннее в себе. Я уже знала, что победить сможет тот, кто будет интересен своими наработками, современными идеями и упорно думала как раз над этим - где найти ту оригинальную идею, которая бы отличала меня от других, а главное, являлась результативным и эффективным методом работы с детьми. И это необходимое звено было найдено, причём,  случайно, благодаря моему сыну. Хотя он старшеклассник, он попросил меня подарить ему на день рождения конструктор «Лего», сказав, что «он развивает». Я решила, что тема этого популярного конструктора - как раз то, что и требовалось. Опробовала эту идею на детишках своей группы и выяснила, что им это интересно, полезно. Поделилась с родителями, они поддержали меня. И вот, собрав красивый чемоданчик с документацией, подала заявку на участие в областном конкурсе в 3-ий раз.  В случае неудачи я хотела распрощаться с мыслями о победе в этом конкурсе и больше не испытывать судьбу. Но всё сложилось, как надо.
- Конструктор «Лего» выручил? Благодаря ему весы жюри качнулись в вашу сторону?
- Думаю, что он оказался весомым аргументом в копилке моего опыта, который надо было представить. Но сначала я ждала, выйду ли на очный тур.  Вышла. Потом долго не было информации о том, кто стал финалистом. Их всего бывает 10. К моей радости я оказалась в списке. Они и участвуют в выполнении  заданий очного этапа.
На красивой церемонии открытия этого главного этапа, мы узнали, что основные события будут происходить на базе Шуйского детского сада № 2 (где работает предыдущий победитель конкурса). Когда приехали сюда, приятно удивились теплотой атмосферы, в которой оказались благодаря работникам этого дошкольного учреждения. Здесь были созданы для нас все условия. Даже оформление  говорило о том, что мы, участники конкурса, здесь главные гости – как раньше на театральных тумбах расклеивали афиши с портретами знаменитых актёров, так и здесь разместили наши фотографии. Но всё это намекало на то, что тема театра будет не последней. И я тоже придумала своё открытое занятие на эту тему. Сюжет моего занятия был такой: дети должны были помочь жителям страны Лего изготовить театральные декорации для постановки сказки. Сделать их надо было из конструктора. Пока дети складывали из элементов конструктора деревья, ручейки, цветы и т.д., они  изучали состав числа, порядковый счёт, выполняли упражнения на развитие пространственного мышления и другие задания математического характера. И тут случилось неожиданное – одна из моих маленьких учениц заплакала! Я смогла её быстро успокоить, но затем, когда анализировала перед жюри занятие, на этом моменте был сделан особый акцент. К счастью, всё закончилось хорошо во всех смыслах этого слова: в конце урока дети услышали аплодисменты. Они были записаны мною заранее, но их поддержали зрители, да и сами ребята, увидев результаты своего труда, тоже поаплодировали сами себе. Потом мы защищали опыт своей работы, в этом снова мне помог мой сын. Он выступил очень достойно, рассказав о пользе Лего и поддержав меня. Мы же тоже учимся у наших детей! Затем была беседа для родителей, которую надо было провести нам, участникам, при чём, конкретная тема была неизвестна. Мне досталась «Волонтёр – герой нашего времени». Я справилась, сделав вывод о том, что всё в жизни зависит от нас, что волонтёром может стать каждый. По итогам этого конкурса я набрала больше всех баллов. На этом закончили этап и уехали домой. Стали ждать информацию о том, кто же войдёт в пятёрку лучших.
- Вы ожидали, что ваша фамилия окажется в их числе?
- Надеялась, но стопроцентной уверенности не было. Через две недели на сайте появились фамилии этой пятёрки, я снова была в списке! Мне предстояли следующие испытания: провести мастер-класс, представить образовательный проект (правда, последнее задание является не индивидуальным, а коллективным), вести разговор с некой персоной. Готовилась, обдумывала… Что и говорить, профессия моя - очень творческая, за это и люблю её (хотя выбор сделала, можно сказать, случайно: вместе с подругой за компанию поступила на подготовительные курсы в Ивановский педколледж и поступила на отделение учителя начальных классов).
Творческие мысли особенно пригодились, когда мы со своей группой готовили проект. Выбрали тему «Летний экологический лагерь в сельской местности», а сам проект   назвали «Каникулы в Простоквашине». Начали с проблемы подъезда детей из окрестных сёл в этот лагерь, составили расписание дня, определили, чем должны заниматься дети. По нашему мнению, они должны были посещать местных жителей и изучать растения и животных. Эта презентация внесла настоящее оживление в соревновательный процесс и добавила нам плюсов. А в качестве персоны, с которой финалистам предстояло вести предметный разговор о воспитании и образовании, выступила начальник департамента образования О.Г. Антонова. Волнительным вышло это общение, на её вопросы надо было отвечать перед микрофоном, не сбиться с мысли, высказать своё мнение… Но, вроде бы, всё тоже получилось хорошо.
И снова все уехали домой. И только через месяц нас пригласили на закрытие конкурса. Никто ничего не знал. У каждой из нас был шанс стать победителем. И когда прозвучало моё имя, я даже не сразу осознала, что мой путь длиною в 9 лет, завершён успешно!
- Теперь вы поедете в Москву на Всероссийский конкурс «Воспитатель года». Как ваше настроение? Вы готовы к дальнейшему движению вперёд?
- Готова. Программа уже известна. Но теперь волнения прибавляет мысль о том, что я буду представлять Ивановскую область. Будет  выбрано 15 лауреатов. Сколько будет участников, пока неизвестно, в том году их было 74. Понимаю, что всё будет очень непросто, конкурсных заданий много, и все они серьёзные, особенно потребуются навыки работы с сайтом. Но всё это я опять же постараюсь воспринять, как удачу. Удачу приобрести нужный мне опыт.  Скоро начну готовиться, конкурс пройдёт в ноябре. А пока хочу сказать спасибо всем, кто мне помогал, поддерживал всё это время и верил в меня. Это моя семья, это руководство и коллеги по работе, О.В.Виноградова из института развития образования.
В связи с моей победой на следующий год Приволжскому детскому саду №1 предстоит принимать участников следующего областного конкурса профессионального мастерства среди воспитателей.
- Желаем вам, Наталия Евгеньевна, покорить следующую вершину! А если этого не случится, то вы - всё равно первая из воспитателей нашего района, кто сумел достичь такого успеха. Мы уже вами гордимся!

О.Пикина.