Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Дети - участники инноваций

С момента появления в нашем городе дома пионеров (с 1963-го)  прошло немало времени, практически во всех сферах жизни  произошли изменения. Не стало исключением и дополнительное образование. Здесь так же, как и везде, на первый план вышли инновации, говоря простым языком, новшества.

В чём они заключаются? В совершенствовании содержания образования, изучении и внедрении в практику современных педагогических технологий, создании системы работы с детьми, совершенствовании системы управления. Не случайно в заголовок этого материала вынесен главный тезис, отличающий ситуацию в ЦДЮТ сегодня от дня вчерашнего: дети – тоже участники инноваций.  

Далеко вперёд шагнуло информационное обеспечение образовательно-воспитательной деятельности учреждения, которое осуществляется  посредством  электронной  почты  и  размещения  информации  на образовательном  портале, сайте  учреждения  и администрации  Приволжского  района, в соцсети. О том, как и чем живёт сегодня ЦДЮТ нашего города, рассказывает  его директор Е.Ю.Кобзарь.

Языком цифр

ЦДЮТ сегодня  – это  многопрофильное  учреждение  дополнительного  образования, осуществляющее свою деятельность на базе 4-х образовательных учреждений района по 6 направлениям (естественнонаучному – 138 обучающихся, техническому – 103, физкультурно-спортивному – 90,  художественному- 187., социально-педагогическому – 444, туристско-краеведческому – 127). Всего в ЦДЮТ занимается 1089 человек в возрасте от 5 до 18 лет. Это 24 объединения, из которых в рамках работы по сотрудничеству с общеобразовательными школами по реализации ФГОС - 5 объединений, что составляет 373 обучающихся. Все образовательные услуги бесплатные.

Образовательная деятельность  центра представлена четырехгодичной моделью обучения.

Педагоги ЦДЮТ работают по программам, целью которых является в первую очередь развитие  интереса ребят к познавательной, а также исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие творческой активности.

Мыслим и работаем креативно

Важным  моментом  в  работе  коллектива  является  вовлечение    детей  в  инновационную деятельность.    В  Центре    детского  и  юношеского  творчества  дети  –  активные  участники всех  инноваций.  Они  вносят  предложения  по выбору вариативных блоков учебной программы; совместно  с  педагогом  участвуют  в  разработке творческих  заданий,  дидактического  материала,  сценариев  досугово-развивающих  дел, выступают  с  социальными  инициативами,  нередко  являются  ассистентами  педагога  на учебном занятии. 

 На базе СШ №1 работает выставочный зал, где в течение года действуют выставки по декоративно-прикладному творчеству и фотовыставки, проходят мероприятия муниципального уровня, экскурсии, конкурсы, мастер-классы, а также ведутся занятия с обучающимися. В течение многих лет выставочным залом руководит М.М. Бартенева. За эти годы Марина Михайловна разработала свою систему вовлечения ребят в выставочную деятельность, которая удачно совмещает собственно выставки с конкурсами, в результате чего у ребят появляется стимул к плодотворному участию в выставках. Часто в изготовлении экспонатов дети трудятся вместе с родителями. Также большое место в работе выставочного зала занимают мастер-классы, как самой М.М.Бартеневой, так и её учеников. А сколько видов творческой деятельности освоено! А когда-то всё начиналось с шитья мягкой игрушки…

Также успешно работают в Центре объединения естественнонаучного направления. Обучающиеся объединений «Исток» и «Школа природы» занимаются учебно-исследовательской, проектной  деятельностью, регулярно являются участниками экологических конкурсов, конференций от муниципального до федерального уровней. Ребята неоднократно становились победителями и призерами, а также обладателями грантов «Успех года», «Надежда земли Ивановской», президентской премии для одаренных детей. Центром заключены договоры о сотрудничестве с областным Центром развития дополнительного образования детей и ИГХТУ, ребята ежемесячно ездят на занятия в очно-заочную школу «Юный эколог» и «Химия и жизнь», в летний период - в областную  экологическую экспедицию в Южский заказник. Юные экологи района экологического объединения школьников «Чистый город» (45обучающихся) в течение 10 лет проводят множество просветительских, природоохранных мероприятий.

Особое внимание в Центре уделяется развитию технического творчества. В настоящее время на базах СШ №1 и ОШ №7 работают 2 объединения «Компьютерный мир» (ребята осваивают навыки и знания работы на ПК), и «Фантазеры» (ребята на начальном уровне занимаются робототехникой, конструированием и моделированием).  Мы стали опорной площадкой в районе по реализации проекта   «ТЕХНОмобиль. Ивановская область» фонда «Доброе дело». Проект направлен на популяризацию технического образования с использованием самых современных технических средств. Участники проекта «ТЕХНОмобиль» получат доступ к дополнительному техническому образованию  через заочное освоение инновационных технологий по программам обучения «Основы графического дизайна», «Робототехника» и «3D моделирование», а также через организацию очных практических занятий на инновационном оборудовании (лазерные станки, 3D-принтеры, комплекты робототехники и др.) с использованием специально оснащенного для транспортировки и эксплуатации инновационного оборудования автомобиля.

 В 2015-16 учебном году наши воспитанники впервые стали участниками областной олимпиады по 3-D-технологиям. Двое обучающихся стали победителями в одной из номинаций, что дало возможность участвовать во Всероссийском этапе олимпиады, который прошел в «Артеке». Ребята заняли там достойное 4 место. Стоит добавить, что нам всегда рекомендуют увеличить число ребят, занимающихся техническим творчеством. Мы бы рады, но оборудование для этого вида творчества достаточно дорогое. Например, один нужный нам конструктор стоит 20 тыс.  руб. Спасибо, что помогают добрые люди, спонсоры, такие, как С.А.Обабков, директор завода «Красная Пресня».

В течение 20 лет в Центре работает ВСК «Патриот». Ребята активно участвуют в патриотических и спортивных мероприятиях города и района, сотрудничают с «Боевым братством», детскими домами г. Фурманова и                       г. Шуи, патриотическими объединениями  области, Региональным центром  военно-патриотического воспитания. Обучающиеся являются победителями и призерами различных межмуниципальных, областных и всероссийских соревнований по самбо и дзюдо.

 За последние 5 лет 9 обучающихся и 9 коллективов становились обладателями гранта Главы Приволжского района «Успех года», 2 обучающихся и 2 коллектива стали лауреатами областного конкурса на соискание гранта Департамента образования для творческих детей и коллективов учреждений Ивановской области «Надежда земли Ивановской».

Наши педагоги

Высокие достижения  невозможны без помощи талантливых и опытных педагогов. В нашем коллективе работают  12 основных педагогических работников,   есть и молодые специалисты,  их четверо. Педагоги активно участвуют в конкурсах педагогического мастерства в муниципальных,  региональных,  Всероссийских,  международных  конкурсах, фестивалях, конференциях, среди них:

 И.А. Овчаренко, А.Н. Смирнова,  И.М.Золотова, М.М Бедерина, Л.В.Дубова, О.А.Тигаева   Е.А.Никифорова, М.М. Бартенева, Н.А. Махалов, Е.Ю.Кобзарь. К сожалению, нас тоже коснулась проблема «стареющих кадров»: 92% составляют педагоги в возрасте от  35  до  55  лет. Средний стаж в образовании 28 лет.

О минусах и надеждах

К минусам сегодняшнего положения дел в ЦДЮТ можно отнести недостаточность   материально – технической базы. 

Самой большой нашей надеждой является утверждённый в 2016 году федеральный Паспорт  приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».  С 2018 года планируется выделение средств федерального и регионального бюджета на осуществление мероприятий по развитию дополнительного образования 

В каждом  муниципалитете планируется формирование опорного центра дополнительного образования с обновленной  инфраструктурой, оборудованием и средствами  обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательным программам детей, в том числе из сельской местности. Хочется верить, что и наш Центр, станет благодаря этой программе современной площадкой инновационного дополнительного образования.

Нужно ли городу собственное здание ЦДЮТ?

По-разному можно относиться к факту отсутствия собственного здания: можно довольствоваться тем, что есть, но можно и нужно думать о том, что в собственном здании заниматься детям и педагогам было бы гораздо удобнее и комфортнее. Что думают по этому вопросу бывшие директора ЦДЮТ, каково мнение Елены Юрьевны?

М.В.Стрижова: «Очень жаль здание, в котором в последнее время находилось ЦДЮТ. Сколько муниципальных денег было вложено в его ремонт! Была полностью обновлена крыша со всеми перекрытиями, оборудован компьютерный класс… Здание было тёплым, просторным, каждое помещение для кружка было специализированным: если это драматический, то там была сцена и костюмерная, если это швейный – имелся и раскроечный стол, и примерочная, швейные машинки, в хоровом – пианино и т.д. Был и  зал для проведения массовых мероприятий. Оставалось реконструировать старую деревянную лестницу, смета под эти работы тоже была составлена». (Прим.: да, содержать его, конечно, требовались деньги, но они шли детям, к тому же, что совсем немаловажно, сохранялось историческое здание в нашем городе. Теперь оно медленно умирает).

М.М.Бартенева: «Приятно вспомнить те времена, когда и дети, и педагоги имели свой дом для творчества. Как всё было дружно и правильно! Времена изменились. Учить ребёнка творчеству  в мире компьютеров и передовых технологий теперь может показаться ненужным  … Что же мы имеем сейчас? Дети не умеют завязать узелок, бантик, вырезать кружок, многие элементарные вещи им просто делать лень, они не хотят и не любят трудиться.. А творчество учит в первую очередь труду! Сейчас у ЦДЮТ, конечно, есть крыша над головой, но говорить о творческой обстановке, когда в одном кабинете занимаются два или три кружка одновременно, не приходится. Все мы понимаем, что найти здание для ЦДЮТ в нашем городе – не проблема, проблема в том, чтобы открыть в нём детское учреждение. По сегодняшним требованиям это будет составлять неподъёмную сумму для бюджета».

Е.Ю.Кобзарь: Дети должны получать моральную разгрузку, не только меняя виды деятельности, но и меняя стены. А если они просто переходят из класса в класс, а не переходят в другое здание, то у них во многом теряется чувство свободы и раскрепощённости, полной психологической разгрузки не происходит.  Из-за недостатка помещений часто занятия кружков приходится проводить по два в одном кабинете. Мы часто ездим по другим районам и видим там положение дел с дополнительным образованием – у кого-то оно лучше, чем у нас, у кого-то хуже, разные и статусы имеют подобные центры.  Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Мы, например, относимся к системе образования. Это ко многому обязывает, это в первую очередь касается организации образовательного процесса, программно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения, соблюдения СанПин. Центр должен давать высокие показатели работы и участия педагогов и ребят в различных  конкурсах, проектах. Кроме того, нам приходится работать с огромным потоком  отчётности. Хотелось, чтобы Центр получил статус «районного Центра дополнительного образования» и соответственно дополнительное финансирование на развитие. Мы стараемся всё  выполнять, работать инновационно и продуктивно, но хотелось бы всё это делать в более комфортных для всех условиях».

О. Пикина.