Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Дети и деньги

Как не совершить ошибок и заложить прочный фундамент финансовой культуры наших детей? Об этом  рассказывает управляющий Отделением Иваново Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО  Дмитрий Николаев.

Гражданский кодекс позволяет детям совершать покупки на небольшие суммы уже с 6 лет. Как показывает практика, к этому возрасту дети уже довольно активно проявляют свою самостоятельность и хотят, чтобы взрослые поддерживали это их стремление. Именно поэтому перед родителями достаточно рано встает очень важная и непростая задача научить ребенка правильному обращению с финансами. Ведь формирование финансовой грамотности начинается именно в семье.

Начните с себя.

Дети учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними. Изначально ребенок не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком нужно на эти темы разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на крупную покупку, а новую игрушку малышу вы купите попозже.      

Прежде чем просвещать ребенка, тщательно проанализируете и свое отношение к деньгам, тратам, накоплениям, и всему, что с этим связано.

Не превращайте деньги в высшую ценность.

Раз и навсегда дайте ребенку понять, что деньги – это всего лишь ресурс. Да, ресурс необходимый, но становиться единственным смыслом жизни деньги не должны, поскольку помимо денег есть другие – более важные источники счастья. Расскажите ему, что между его будущими доходами и его будущим благополучием нет прямой связи.

Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, шикарный ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью и постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они будут занимать строго отведенное для них место.

Дайте ребенку понять, откуда деньги берутся и куда уходят.

Расскажите детям из чего состоит семейный бюджет и откуда берутся деньги. Покажите ребенку, как вы планируете семейный бюджет, и особенно тщательно объясните свои расходы. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги и на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму. Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает, вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.

Ребенку постарше можно предложить помочь спланировать семейный бюджет, воспользовавшись одной из многочисленных программ для смартфонов и компьютеров. Тогда ребенку будет наглядно видно, что если прямо сейчас потратить половину семейных денег на новый гироскутер, то в следующие пару месяцев придется отказаться от многих привычных блюд и от любимого сладкого.

Контролируйте траты детей.

Трезвое отношение к деньгам формируется методом проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок они ему выданы (на три дня или на неделю), и что он может на них купить. При этом сразу и твердо оговорите круг запрещенных покупок. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы – только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.

Очень важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью – мол, кто же это на 150 рублей карандашей да ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе – к деньгам нужно относится с уважением, бережно, по-умному» – реальность куда убедительнее ваших наставлений!

Научите ребенка копить.

«У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно, я достигаю цели» – примерно такая цепочка должна сложиться в голове у ребенка. Для детей помладше можно использовать классическую копилку, детям постарше удобнее будет откладывать деньги на карту или в электронный кошелек. Очень помогает в вопросе накопления простейшая визуализация цели. Попросите ребенка нарисовать то, что он хочет, или написать «список желаний», который потом повесьте на самое видно место. Это будет мотивировать.

Согласитесь, прививать основы финансовой культуры не так сложно. Достаточно уделять этому совсем немного времени и делать это систематически. А если вы захотите узнать больше, например, как выбрать банковскую карту, что делать с поврежденными деньгами, почему растут цены, как распознать финансовых мошенников, то можно воспользоваться ресурсом Банка России www.fincult.info. Самые любознательные смогут проверить свои знания, пройдя онлайн-тесты.

Календарь

Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
    

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник