Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Кугач, один на тысячу»

Юрий Петрович Кугач – народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств. Его имя уже сейчас стало хрестоматийным. Он прожил долгую и плодотворную жизнь (96 лет), в которой не было ни дня без искусства.

Наставниками Юрия Петровича были талантливые художники и педагоги. Уже в седьмом классе он услышал от своего учителя черчения фразу, которая заставила задуматься о многом: «Я слышал, ты хочешь стать художником, но смотри, хорошим стать трудно, а плохим не имеет смысла». Усердие, усидчивость и любовь к живописи дали свои плоды – в 14 лет (вместо положенных 16) Юрия Кугача зачисляют в Московский изотехникум. Одним из его учителей становится знаменитый художник Н. П. Крымов. Он был талантливым педагогом, который мог раскрыть творческий потенциал каждого ученика. Замечательный колорист, создатель теории тональной живописи, превыше всего в искусстве ставил искренность и правду. На защите дипломных работ Николай Петрович, оценивая работу своего ученика,выступил перед комиссией коротко и авторитетно: «Кугач, один на тысячу».
После техникума Ю. П. Кугача принимают сразу на второй курс института им. В. И. Сурикова, где он учился в мастерской С. В. Герасимова, которая отличалась строгой академичностью. Летом молодых художников направляют от института на натурную практику в Крым, где были созданы прекрасные условия для работы с натуры на открытом воздухе. Писали много, строго по расписанию, а в свободное время ходили на самостоятельные этюды. Там же на практике Юрий Петрович познакомился со своей будущей женой Ольгой Григорьевной Светличной, которую в то время перевели с графического на живописное отделение. Создав творческий и семейный союз, они счастливо прожили вместе 60 лет. Их сын Михаил пошел по стопам родителей и стал заслуженным художником России, всю свою жизнь связав с живописью.
Близилось время работы над дипломом, но все планы нарушила война. В июле 1941 года студентов отправили рыть окопы и противотанковые рвы. Работа продолжалась до сентября. В это время институт эвакуировали в Самарканд, куда Ю. П. Кугач и другие студенты, не дождавшись эшелона, добирались самостоятельно: много километров пешком по первому снегу, на попутных машинах, пароходе, поезде. Защита диплома прошла успешно и Юрия Петровича зачисляют в аспирантуру. В 1944 году его принимают в Союз художников СССР и как говорил сам автор «с этого времени вся жизнь стала идти от картины к картине и от выставки к выставке».
Война оставила глубокий след в душе Ю. П. Кугача. В воспоминаниях он пишет: «В самом начале войны погиб мой младший брат, двоюродный, с которым мы росли все детство. Я его любил и подумал: ведь он за меня отдал свою жизнь. Я учился – а он пошел защищать свой народ, и меня в том числе. Его гибель я принял как завещание мне: своей работой, искусством служить людям, своему народу, давшему мне возможность учиться и творить… Я дал клятву и всю жизнь старался ее держать».
Одной из идей, которую художник хотел обязательно реализовать в своем творчестве, было создание серии картин, отображающих жизнь человека от рождения до смерти. Были созданы работы «Колхозные работники» (1957), «Свадьба» (2000), «Бабушка и внучка» (1983), «У колыбели» (1973), «Старики. Письмо» и «Прощание» (1969). Все картины написаны по конкретным событиям, на которых присутствовал сам автор, поэтому композиция их не имеет аналогов с работами других художников.
В 1950 году Ю. П. Кугач вместе с семьей переезжает в деревню Малый Городок возле Академической дачи Союза художников СССР. Это место на долгие годы становится их второй родиной, источником вдохновения и впоследствии последним пристанищем.
Юрий Петрович – тонкий и думающий художник, искренний последователь русской реалистической школы живописи. Он считал, что «язык искусства должен быть прекрасен, как прекрасна жизнь… Красота создана природой задолго до человека и задача художника благоговейно передать ее зрителю… Искусство в том и состоит, чтобы при помощи образа знакомой, понятной действительности вызвать у зрителя вспышку чувств, которые становятся причиной возникновения глубоких мыслей. В этом вся суть искусства».
При общении с творчеством Юрия Кугача невозможно остаться равнодушным, мы очарованы миром сильных и одухотворенных людей, простотой и гармонией природы, мы знаем этот мир и дорожим им. Это наше прошлое, память народа. Это эпоха, которая ушла, но еще жива в сердцах.
С работами представителей творческой династии художников Кугачей вы можете познакомиться на выставке «Судьба человека. Семья художников: Кугачи» в Музее пейзажа до 28 июля.

Н.Новикова,
научный сотрудник.