Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Долгая дорога домой»

Выставка «Долгая дорога домой. Андрей Борисович Фитце-Ланской.» открылась в плесском Музее пейзажа. На ней представлено уникальное собрание реликвий, фотографий и документов, сохранённых семьёй Фитце-Ланских в годы гражданской войны и эмиграции.

На фото: А.В. Чаянова поздравляет А.Б. Фитце-Ланского.

В числе экспонатов – перстень Натальи Гончаровой (после смерти Пушкина она во второй раз вышла замуж и стала Ланской) с 13-ю бриллиантами и кресло Николая II, изготовленное из дуба и красного дерева. Оно было приобретено графом А.Б. Фитце-Ланским  уже в постперестроечные годы.
Часть предметов принадлежит роду Фитце-Ланских, другая – передана графом в дар Плёсскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Экспозиция отражает исторические события, важные для понимания явления русской эмиграции и истории России того времени в целом.
«Что интересно, три сестры, - отметил граф на открытии выставки, говоря о матери и своих тетках,  – это резюме судьбы России: одна – эмигрантка, вторая – в лагере и третья – в компартии».
Объясняя причину, по которой предметы из семейной коллекции Фитце-Ланских были переданы в дар музею, Андрей Фитце-Ланской вспомнил разговор со своей матерью: «Это для меня было святое, потому что моя мама сказала: «Когда я уехала из России,  мои родители мне дали это, чтобы я могла жить за границей, продавать.  Я всё сохранила и хочу, чтобы ты вернул это на Родину, потому что место этих вещей – в России». Вот почему я так хотел, чтобы это осталось в России. Я обещал маме».


С поздравлениями и словами благодарности к А.Б. Фитце-Ланскому обратились директор Плёсского  музея-заповедника А.В. Чаянова, замглавы Приволжского района Э.А. Соловьёва, врио главы администрации Плёса Д.А. Натура, сотрудники музеев и другие гости. Среди подарков, сделанных графу – редкий значок с изображением герба Плёса, перевод на русский сонета Поля Верлена, картины, музыкальные диски. Подарком стало и выступление хоровой капеллы «Классика» под руководством Заслуженного работника культуры Е.Н. Боброва.
История Фитце-Ланских уникальна, и в то же время она повторяет истории множества семей эмигрантов первой волны: вынужденный побег, чужбина, трудное начало новой жизни.  Родители Андрея Борисовича встретились и заключили брак уже в эмиграции, там же, вдали от России родился  их сын Андрей. Глава семьи, будучи представителем известного дворянского рода, во Франции стал рабочим на заводе «Рено», но со временем занял пост его директора. Семья обжилась в новых условиях, всегда была благодарна Франции, но никогда не забывала Россию. В доме Фитце-Ланских говорили по-русски, по словам графа, всю жизнь родители готовили его к возвращению в Россию.
Рассуждая о сложном переплетении русского и французского в своей жизни, об отношении к Родине, граф Фитце-Ланской говорит:  «Я люблю Россию, и мои родители были патриоты России, и во Франции мои родители спасали много русских людей. И даже сотрудников НКВД во время второй мировой войны в подвале спрятали от немцев. И это значит, что мы были не реваншисты. Мы помогали всем, абсолютно всем. И когда я приехал сюда, у меня психология такая была, что я принимал всех. Мы знаем, судьба – это сложно, иногда люди не выбирают, они попали в этот лагерь, в другой лагерь, воевали друг с другом. Все русские – это мои сестры и братья».
А.Б. Фитце-Ланской благодарен Франции – именно она приняла его родителей, дала возможность жить, работать, продолжать род. Сам граф, живя на французской земле, долгие годы служил в государственных органах, затем преподавал теорию и практику управления в высших учебных заведениях, был проректором университета в Туре. Однако стремление вернуться на историческую Родину не ослабевало.
В 1994 году А.Б. Фитце-Ланской получил российское гражданство, а 1999-м купил дом в Плёсе. Сейчас он ведёт просветительскую работу, несмотря на возраст, входит в правления многих общественных российских организаций, ездит по стране. «Работать для России – это честь», - считает граф.
Как оказалось, его прадед – Сергей Степанович Ланской – был костромским губернатором, Плёс же тогда относился к Костромской губернии. Об этом граф Фитце-Ланской узнал, уже обосновавшись в маленьком городке на Волге.

Ю. Татакина.