Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Загадка Софьи Кувшинниковой

На фото: О.В. Наседкина ведет рассказ о С.П. Кувшинниковой.

Эта удивительная женщина, ученица и возлюбленная Левитана, и при жизни была загадочной личностью, такой и осталась спустя столетие. Неизвестна точная дата её рождения, только год – 1847-ой, неизвестно, где она похоронена. К этим вопросам теперь присоединился ещё один – кто написал её портрет, подписанный буквами НБ? Этот портрет только что появился в Плесском  музее Левитана,  благодаря коллекционеру М.А.Селихову,  который приобрел его на аукционе в Нью-Йорке. Софья Петровна на нём легко узнаваема, она запечатлена в той же позе, так, как  и  на большинстве других портретов – склонив голову вправо. Серьезный, спокойный, и в то же время, вдумчивый взгляд, говорящий о её глубокой душе и богатой внутренней жизни. По-видимому, так держать голову при разговоре или, по крайней мере, при позировании, было её привычкой.

На фото: портрет неизвестного художника.

Описания внешности музы Левитана остались во многих источниках, приведём их и мы, чтобы дать представление нашим читателям, ещё не видившим этот портрет и не побывавшим на ночи музеев в Плёсе, где он был впервые представлен широкой публике. Итак, с портрета на нас смотрит: « … женщина лет за сорок, некрасивая, со смуглым лицом мулатки, с вьющимися темными волосами…»  «темноглазая, смуглая мулатка, она привлекала общее внимание неповторимой своей оригинальностью…».  Экспонирование этого портрета  стало гвоздём программы ночи музеев. Но рассказать о нём и Софье Петровне без упоминания об И.Левитане просто невозможно. Потому и повествование О.В.Наседкиной, сотрудницы музея Левитана, ведущей мероприятия, было посвящено им обоим, истории их любви. Большинство из нас, местных жителей, несомненно, не раз бывали в стенах этого музея и уже знают эту трогательную историю. Тем не менее, повторим её ещё раз, чтобы всем вместе подойти к этому портрету и ещё раз, окунувшись в прошлое, подумать о судьбах талантливых людей, обреченных на вечную славу.
Она была дочерью помещики Сафонова..  Выросла в имении под Петербургом, получила прекрасное домашнее образование. С детства занималась музыкой и живописью, участвовала в любительских спектаклях. Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, над которым имела неограниченную власть, пользовалась  его неисчерпаемым терпением, молчаливостью, большим сердцем и глубокой затаенной нежностью к ней. У Софьи Петровны можно было увидеть весь цвет московской богемы.  Все эти блестящие люди находили здесь тепло, интересное общение и неплохое угощение. И вот однажды в этом уютном мирке, который создала для себя и своих друзей Софья Петровна, появился Исаак Левитан.
Его привели к Кувшинниковым братья Чеховы, Софья просто потеряла голову, а Левитан отдался вихрю ее чувств, с удовольствием приняв ее заботу и нежность, которых ему так не хватало в жизни - ни в детстве, ни в юности. Он полюбил ее, несомненно полюбил, ведь только любящий человек мог написать тот ее портрет, где она юная, красивая, с тонкой талией, в белом платье...О них стали говорить в обществе, но что им было до этих разговоров! Тем более, что доктор Кувшинников по-прежнему все прощал жене, прощал даже тогда, когда она надолго уезжала с Левитаном и еще одним художником, ее вечным поклонником Алексеем Степановым. Одна из таких поездок была в Плёс. Шёл 1888 год.  
В то лето они путешествовали по Волге на пароходе, а потом поселились на берегу реки в Плесе в доме купца Солодовникова, в комнатах на втором этаже.   «Я никогда еще не любил так природу, — писал Левитан Чехову, — никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…». Эти чувства отражались на его полотнах. На следующее лето они снова уехали на этюды. Ездили и осенью. Особенно им понравилось в Плесе, чудесном городке на берегу Волги. Там было тихо, красиво и спокойно. И очень хорошо работалось. Причём, Софья Петровна оказалась очень одарённой художественно, она быстро набиралась мастерства под руководством художника и сама значительно преуспела в живописи. Ряд её работ находится в музее Левитана. Экскурсанты всегда с удовольствием (так было и в ночь музеев), рассматривают их, составляя по ним представление об этой талантливой художнице, ведь не случайно её работы приобретал Третьяков для своей галереи
Многие искусствоведы полагают, что там, в Плесе, Левитан и стал Левитаном, которого мы знаем. Именно в те годы Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем». А музой, вдохновляющей его на написание шедевров, была  Софья Кувшинникова.  Гордая и нежная, рассеянная и талантливая, тщеславная и добросердечная – всё это она, героиня нашего плёсского романа. Вот такое мнение о ней составили гости музея под руководством  Ольга Викторовны, которая, как добрая волшебница, легко и непринуждённо,  эмоционально и одухотворённо вела нас, посетителей,  по залам музея, чтобы в конечном итоге подойти к этому портрету и ещё раз  вглядеться  в лицо этой умной и по-своему красивой женщины и задаться вопросом: кто же этот автор, написавший Софью Петровну. По словам О.В.Наседкиной, для разрешения этой головоломки привлечён В.А.Петров, эксперт по русской живописи, сотрудник Третьяковской галереи. По предварительным суждениям, это мог быть кто-то из учеников В.Г.Перова, который подготовил целую плеяду замечательных живописцев, включая Н.А.Касаткина, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина и др. Картина будет экспонироваться в музее Левитана до октября - это решение коллекционера, кстати, тоже присутствующего на этом мероприятии. Отдельные слова благодарности за эту возможность участники ночи музеев высказали в адрес Максима Селихова.
 И ещё одна страничка из этой же серии – в этот день, точнее, ночь, в музее Пейзажа экспонировались работы известного русского мастера кисти, академика Императорской академии художеств Алексея Степанова.  Это он был третьим в группе живописцев, в 1888 году сошедших с парохода в Плёсе, вместе с Кувшинниковой и Левитаном. Круг замкнулся. Не зря же поётся в известной песне: «Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг, там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед….».  Посетив эти выставки, быть может, кто-то увидел этот свет, льющийся нам вслед сквозь столетие, из того славного прошлого, когда в Плёсе жили и творили свои шедевры счастливые и влюблённые молодые художники…

О.Пикина.