Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Художник эпохи

Исполнилось 100 лет со дня рождения Марка Ивановича Малютина (1919-1998) - Народного художника РСФСР, почетного гражданина г. Иванова, лауреата Государственной премии СССР, лауреата областной премии Ленинского комсомола, участника войны.

На фото: М.И. Малютин.

Плесский музей-заповедник обладает богатой коллекцией живописных работ этого мастера, созданных в период с 1953 по 1986 гг.
В фондах Плесского музея-заповедника хранится 26 произведений М. И. Малютина. Среди этих работ традиционные реалистические пейзажи и портреты современников. Редкий дар Малютина, его оптимистичный характер нашли отражение в причудливых натюрмортах, прекрасных южных и крымских пейзажах.
Творческая зрелость Марка Ивановича, его живописный метод наиболее полно раскрылись именно в 50-           60-х гг., в серии портретов людей текстильного края. Произведения этих лет привлекают своей эмоциональной и напряженной палитрой, в которой художник драматически сталкивает черно-синие, белые и оливково-коричневые тона, добиваясь большой декоративности и красочности.
Большим разнообразием творческих находок отличаются портреты, созданные в 1970-е гг.:«Портрет художника по росписи тканей. Женя Бестугина»  (1970, к., темп., Плесский музей-заповедник), «Поэт текстильного края Владимир Жуков» (1970, к., темп., Плесский музей-заповедник), «Генка Чиж из деревни Рябинки» (1974, к., м., Плесский музей-заповедник), «Илюшка Лисицын» (1979, ДВП, м., Плесский музей-заповедник) и др.
Особого внимания заслуживает пейзажная живопись М.И. Малютина. Художник не считал пейзаж своим программным жанром, к нему он приобщился в последние годы творчества. В пейзажных работах он часто использовал необычную точку зрения: чаще всего с высоты птичьего полета показывал «портрет» местности, стремился к панорамному охвату.
Наиболее законченным в образно-эмоциональном плане является пейзаж Малютина «Земля волгоградская» (1981, ДВП, м., Плесский музей-заповедник). В этом панорамном, эпическом пейзаже живописец образно рассказывает об истерзанной войной природе, о волгоградской земле, которая до сих пор несет в себе следы тяжелых боев, тонны заржавленного металла от разбитых фашистских танков, орудий, снарядов. Вкладывая в этот пейзаж и свои личные переживания (родную деревню Малютина в годы войны фашисты сожгли дотла), художник поднимает их до большого эмоционального накала, придает картине философское звучание.


Малютин любит изображать переходные состояния дня, времен года, когда в природе происходят бурные внутренние движения – «Ветреный день» (К., м., Плесский музей-заповедник), «Бушующее море» (1953, к., м., Плесский музей-заповедник).
М. И. Малютин умер 16 мая 1998 г., но имя его не кануло в Лету:произведения художника можно увидеть в экспозициях музеев, на здании Дома Художника в Иванове, где жил и работал художник, установлена мемориальная доска, его имя носит Ивановское Художественное училище. Администрация Ивановской области ежегодно вручает Премию им. Марка Малютина за достижения в области изобразительного искусства.

О.Чурюканова,
ведущий научный
сотрудник Плесского музея-заповедника.