Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Позывной "Ястреб"

Недавно С.В.Здухов, член Союза дизайнеров России, наш земляк, вернулся из Москвы, где принимал участие в подведении итогов конкурса ФСБ на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности.

Вернулся Сергей Владимирович не с пустыми руками, а с дипломом и подарком (именными часами), а главное – с впечатлениями и хорошим настроением: его картина «Радиоигра», представленная на конкурс, рассказывающая об одном из самых интересных моментов деятельности НКВД Советского Союза периода Великой Отечественной войны, достойно конкурировала с работами именитых мастеров кисти России и завоевала симпатии  комиссии по присуждению премий и зрителей. Внимания заслуживает в ней буквально всё: и  сюжет, и работа с натуры, и воссоздание исторических деталей, но главное - сама идея картины. Художник должен быть доволен как самим творческим процессом, так и результатом.
В изданном каталоге конкурса картина жителя нашего города (а увидеть её можно пока только там) действительно выглядит впечатляюще, как масштабное историческое полотно: комната в бревенчатом доме, в центре её – стол, вокруг которого собрались военные. Склонившись над рацией, они ведут сложную радиоигру, призванную дезинформировать противника.  Откуда такой сюжет и такая доскональная историческая правдивость?  Вот что пояснил по этому поводу автор, начав издалека: «Наряду с многими другими художниками Ивановской, Костромской, Ярославской областей, я являюсь участником проекта «Холст. Масло». Мы пишем картины о людях труда. Уже подготовлены и увидели свет наши работы, посвящённые сотрудникам  МЧС, ГИБДД, сельского хозяйства, летчикам и др.  И вот поступило предложение продолжить проект, написать серию работ о сотрудниках ФСБ России, приурочив её к 100-летию службы (эта дата будет отмечаться 20 декабря).  В начале года в музее Пророкова в Иванове произошла встреча художников проекта во главе с нашим руководителем Т.Бердниковой с представителями ФСБ, на которой нам рассказали об истории этой правоохранительной организации. Мне запомнился один из эпизодов этого рассказа о практике использования в работе спецслужб военного времени радиоигры. Этой теме посвящён фильм ивановского телевидения «Позывной «Ястреб». Я заинтересовался этим сюжетом, в основе которого лежат реальные судьбы реальных людей.   Фильм рассказывает об операции НКВД по задержанию на территории Ивановской области двух немецких диверсантов. Это два бывших советских офицера, попавших в плен и завербованных немецкой разведкой. В наш край они были переброшены после успешной радиоигры, которая велась органами НКВД. Один из них, Дмитрий Висикирский оказался предателем. Второй же, Алексей Морозов, после прибытия на родину сдался властям и рассказал, что в разведшколе в немецком плену был организатором подпольной группы из 16 курсантов. Они договорились, что, попав на родину, сдадутся и не будут выполнять приказы немецкого командования. Предателя Висикирского расстреляли, а Морозов был направлен в действующую армию и погиб под Кёнигсбергом. Меня очень заинтересовала судьба Алексея Морозова. Я представил себя на его месте: молодой советский парень, в самом начале войны попал в плен. Что делать, как поступить? Он должен был сделать нелёгкий выбор. И он его сделал. В своей картине я решил изобразить момент этой радиоигры, сыгравшей не последнюю роль в судьбах героев фильма и в целом используемой службой безопасности военного времени, как метод интеллектуального сражения с врагом ». Как при создании фильма использованы постановочные съемки с привлечением актеров, благодаря чему почти полностью воссоздана атмосфера середины 40-х годов, так и С.Здухов использовал при написании картины настоящие атрибуты того времени – одежда военнослужащих (её предоставили сотрудники ФСБ), обстановка, интерьер – старый дом друга художника, вещи из Приволжского музея, в частности, дорожка на полу, радио… А натурщиками послужили знакомые и друзья. Так рождалась картина, для написания которой Сергею Владимировичу потребовалось полгода. Сейчас выставка о службе сотрудников ФСБ находится в Москве, в музее Победы на Поклонной горе, после 15 декабря она переедет в Саратов. А что касается самого конкурса на лучшие произведения о деятельности органов федеральной службы безопасности, то в нём кроме нашего земляка, участвовала П.Кукулиева, ещё одна представительница проекта «Хост. Масло», работающая в технике акварели. Награждение проходило, по рассказу С.Здухова, на Лубянке, в центре культуры ФСБ. Премии в номинации «Изобразительное искусство» (а были ещё за художественную литературу и журналистику, кино и телевизионные фильмы, актёрские работы) вручал народный художник России В.И.Нестеренко.