Теме 100-летия Октябрьской революции в нашей газете было посвящено несколько публикаций. Казалось бы, что она закрыта. Но, оказалось, что нет. Появился ещё один прекрасный повод посмотреть на революционные события 1917 года, причём с неожиданного ракурса – с агитационных плакатов. Такая возможность у жителей города появилась благодаря Музею современной истории России в Москве, сотрудники которого организовали передвижную выставку таких плакатов, путешествующую по городам и весям страны. Дошла очередь и до нас.
Любопытный с любой точки зрения материал расположился в Приволжском краеведческом музее. Яркие и самобытные, необычные по содержанию, а главное, точно и наглядно отражающие жизнь того времени, эти произведения графики и печатные издания представляют несомненный интерес для самого широкого круга зрителей: школьники здесь вполне могут пополнить свои знания по истории революционных событий в России в 1917 году, более взрослые люди – освежить их в своей памяти и найти интересные моменты, о которых, наверняка, не знали. Одним словом, все мы можем вдохнуть запах событий 100-летней давности, ощутив необычность его подачи. Художественно-смысловая ценность этих изображений многократно возрастает в виду их подлинности, ведь все эти листы бумаги – из фондов собрания музея и им действительно 100 лет.
Итак, что же представляют собой эти экспонаты? Если кто-то из приволжан не сумел посетить выставку (она работает лишь до 25 декабря), из нашей газеты он сможет узнать о наиболее запоминающихся агитках того времени.
Коротко говоря, в подавляющем большинстве экспонаты посвящены выборам в Учредительное Собрание. Плакаты агитируют народ сделать выбор и отдать свой голос за ту или иную партию. Этих партий – довольно много: Социал-революционеры, «Земля и воля», РСДРП, Комитет мелкой и средней промышленности, Еврейский союз и др. Из них львиную долю составляет агитация социал-революционеров. Но начинается экспозиция с портретов членов Временного Правительства. Перед глазами посетителя встают те, кто вершил судьбы страны после первого революционного взрыва в феврале 17 года. Под портретами - подпись, говорящая о том, что на Временном Правительстве лежит обязанность управлять Россией до созыва Учредительного Собрания, что избрала его Государственная дума при одобрении всего народа, и состоит оно из настоящих министров, пользующихся доверием в стране. Это В.Н.Львов, А.И.Гучков, М.В.Родзянко, А.А.Мануйлов, А.Ф.Керенский и др. Есть и отдельный портрет Керенского, министра юстиции, а затем председателя ВП. Под этим портретом приводится фраза, принадлежащая Александру Фёдоровичу: «Для меня нет партий: все трудящиеся, все честные граждане в моей партии и я в их…Теперь всякий сам кузнец своего счастья, каждый обязан своим трудом строить государство. Мы должны превратиться в чернорабочих для создания того огромного здания, которое называется демократической республикой». Молодой, симпатичный человек, который мог изменить судьбу России…
Несколько плакатов говорят о том, чего же люди ждут от Учредительного Собрания. Эти мысли в одном из плакатов оформлены, как…мечты. О чём же мечтал народ? О скорейшем и прочном мире, о власти, о земле, о налогах, которые будут переложены на плечи богачей. «Кто был ничем, тот станет всем!» - заканчивался плакат таким лозунгом.
Интересным моментом экспозиции является так называемая детская серия. Её надо понимать, как юмористическую, и видеть в изображённых сценках с участием детей, исполняющих роли взрослых, те же серьёзные события, произошедшие в 17-м году, но изложенные в таком весёлом и простом виде. Например, их некоторые сюжеты таковы: идут дети и несут плакаты «Долой буквы» (ять, фита, и десятиричное и др.); дети делают что хотят: курят, дерутся, дёргают за хвост собаку. Это «Анархия»; в ряд сидят нарядные девочка и её куклы, все с красными лентами через плечо. Это «Свободные граждане».
Есть на выставке и две интересные работы А.Радакова, известного в дореволюционной и послереволюционной России художника- карикатуриста. Это «Сказка о царе-репке» и «Самодержавный строй». Первая из них и по тексту, и по рисункам выглядит весьма любопытно: «Сказка о том, как жил-был Царь-репка. В землю русскую засел крепко. Пришёл студент, ухватился за репку. Тянет-потянет, вытянуть не может. Пришёл крестьянин. Видит у студента дело не выходит. Тянет-потянет, вытянуть не может. «Погодите, авось я», - кричит рабочий. Хватил обеими руками. Тянет-потянет, вытянуть не может. «Я-то уж наверняка вытяну», - похвалился солдат. Не тут-то было. Ухватился, тянет-потянет, вытянуть не может. Обозлились все четыре. Ну, погоди ты, Царь-репка! Ухватил за репку солдат, за солдата – рабочий, за рабочего – крестьянин, за крестьянина – студент. Рванули крепко, рванули да с корнями и вытянули. Отняли у царя и народу отдали венец. Тут и Царю и сказке конец!» Вторая работа Алексея Радакова и вовсе в комментариях не нуждается. В ней он изобразил социально-политическую иерархию российской жизни кануна революции 1917 года. Немного в стороне от плакатного стиля, но в общем русле его смысла, стоят две картины неизвестных художников. На них указано, что это литографии товарищества Сытина И.Д., март 1917 года. Одна из них называется «Митинг в деревне в марте 1917 года». Её идея в том, что и в сельскую глубинку проникают новые веяния. Революционер с красным флагом ведёт агитацию среди крестьян, собравшихся возле избы, над входом в которую прикреплён кусок ткани с едва читаемыми буквами - Терпигореевская волость…
Чтобы яснее представить себе эту экспозицию, мы публикуем некоторые фотоснимки, сделанные на выставке, а также даём пояснения, которые помогут прояснить ситуацию в России накануне созыва Учредительного Собрания.