Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Наш великий земляк

Плесский музей-заповедник может гордиться тем, что в его фондах хранится весомая коллекция живописных работ нашего земляка, Заслуженного художника РСФСР Вячеслава Андреевича Федорова (1918-1985), 100-летний юбилей со дня рождения которого уже отмечает наш ивановский край.

Полотна мастера позволяют прикоснуться к федоровскому мироощущению, прочувствовать песню «повседневных радостей», которую на протяжении всей жизни он исполнял кистью и красками. Имя В.А.Федорова прочно вошло в историю пейзажной живописи нашей страны как имя художника-реалиста, поэта русской природы, большого мастера со своеобразным видением мира, оригинальной творческой манерой.
В.А.Фёдоров родился 21декабря 1918 г. в Иваново-Вознесенске, в многодетной фабричной семье. После смерти отца семья жила крайне бедно. Рисовальный талант в семье наследственный: согласно преданию, дед художника был бродячим иконописцем, а первое знакомство с красками будущего художника произошло еще в раннем детстве – сестра работала красильщицей на ткацкой фабрике, а первым учителем, пробудившим интерес к искусству, стал школьный преподаватель Б.Н. Лукин.
Еще со школьных лет у мальчика пробуждается страсть к живой природе, и он со своим школьным другом, впоследствии выдающимся ленинградским графиком Александром Петровым проводит все свое свободное время в окрестностях села Богородское. Там юные художники пишут свои первые этюды.
После окончания семилетки  В. А. Федоров поступает в Ивановское художественное училище, ориентированное, в  основном, на потребности ткацкой промышленности региона, но прекрасно укомплектованное преподавателями. В училище педагогами В. А. Федорова становятся такие выдающиеся художники, как Иван Никандрович Нефедов и Михаил Семенович Пырин – ученики знаменитого В. А. Серова. В течение 1936-1939 гг. В.А. Федоров окончил курс училища и получил диплом с отличием. Три его пейзажа были отобраны для Всесоюзной выставки.
В 1939 г. В.А. Федоров был призван на действительную службу в            1-ю Пролетарскую мотопехотную дивизию. Все свободное от боевой подготовки время молодой боец вместе с друзьями, выпускниками художественного училища, пишет этюды и играет на гитаре в солдатском клубе. А потом началась война. Ярче не расскажешь, чем товарищи, прошедшие войну бок о бок с В.А. Федоровым: «В одно памятное утро войны 1941г., вернувшийся из разведки, в забрызганной грязью кожанке, наш комполка полковник Андреев, исхудавший и небритый, в мирные дни – гроза малейшего нерадения, тут был как-то отечески снисходителен, обведя всех нас в упор пронизывающим взглядом, иронически усмехнулся (этому причиной был несомненно наш более чем плачевный вид), произнес: «Ну что, бойцы, мокры-курицы, боитесь немца-то? – Да привыкаем, ответил кто-то за всех. – Так вот, что я вам скажу, товарищи солдаты, – продолжал полковник, –только на войне открываются истинные качества человека. Только на войне ясно видать, кто чего стоит. Ну а насчет того, что мы отступаем, русская пословица говорит: «За одного битого двух небитых дают». Тут вышедший из-за спины полковника лейтенант В.П. Епарский произнес: «Есть тут художники? – и протянул серую папку, – Вот, – сказал он, –возьмите на память о вашем товарище».
Это была папка В. Федорова. На днях он был откомандирован в  артдивизион на подвоз снарядов. Ярцевский мост через Днепр на автостраде Москва – Минск был уже захвачен крупным десантом. Среди разбитых машин не нашли Федорова, а его пожитки отдали бойцам на память. Папку взял Михаил Борисов. С ним она и погибла. Так уж получилось, что в таком сугубо мирном деле, как воспоминания о художнике Федорове, не обошлось без войны, многим покалечившей жизни.
К счастью, Вячеслав Андреевич остался жив, но был тяжело ранен в обе ноги. Еще в дни войны он поступил в художественный институт, эвакуированный в Среднюю Азию, в Самарканд. В. А. Федоров попал в уникальное учебное заведение, образованное соединением трех художественных ВУЗов страны: Всесоюзной Академии художеств, Московского государственного художественного института (с 1948 г.  им. В.И.Сурикова) и Киевского художественного института. Таким образом, в далеком Самарканде образовалась уникальная художественная среда, и возникла редчайшая возможность познакомиться с ведущими мастерами различных школ и направлений, общаться с ними, учиться у них.
После возвращения Академии в Ленинград, В.А.Федоров продолжает обучение по мастерской Б.В.Иогансона, учится вместе с В. Загонеком, Ю. Подлясским, Б. Угаровым, А. Левитиным. В 1951 г. обучение было окончено и получен диплом с отличием. В.А.Федоров возвратился в родное Иваново и сделался постоянным участником республиканских и всесоюзных выставок.


В 1952 г. он впервые попал на Академическую дачу в Калининскую область, что полностью изменило жизнь художника. Появились настоящие друзья-единомышленники, именно здесь происходит становление В.А.Федорова как пейзажиста и неподражаемого колориста. Здесь выкристаллизовался его творческий метод, основанный на синтезе русской и французской пейзажных школ. Здесь он обрел свое семейное счастье.

Глубокий реализм, страстность искусства приносят успех художникуВ.А.Фёдорову, лучшие его произведения приобретают многие музеи нашей страны. Очень быстро он нашел свою тему, пронесенную через всю жизнь – это тема нерасторжимой связи человека и природы, доброй и щедрой к людям, пейзаж, в котором обязательно есть следы присутствия человека.

Излюбленная тема В.А. Федорова – это пейзаж средней полосы России, любимая им Желниха («Берег Желнихи. Лошадки» (1982), «Озеро. Туман» (1983), «Облачный день» (1983), «На озере» (1980), Плес, Торжок.
В. А. Федоров умеет находить и раскрывать красоту в каждом изображаемом предмете. Всюду, за какую бы он не брался тему, можно увидеть присущие художнику черты его дарования: реализм, лиричность, необыкновенную красочную убедительность. Произведения В.А. Федорова 80-х гг. закончены и целостны. В них присутствует гармония земли, воздуха, зелени. Единой жизнью с окружающей природой живет в его картинах и человек. Чувствуется, что художник горячо любит родную страну и стремится передать это в собирательных и конкретных образах русской природы, которая всегда ощущается им как поэма в красках.
Любовь художника В.А. Федорова – весна. Ей посвящена работа «Майский день» (1981-1983): весеннее пробуждение природы, узкая, голубая змейка речки, черные и белые стволы деревьев, солнце озаряет весеннюю зелень, синеву неба. Федоров пишет так, как будто сейчас во всем свете весна, со всеми теми красками, запахами, настроением, которые она приносит. Так живо писать может только настоящий поэт природы, влюбленный в ее красоту.
В. А. Федоров последовательно развивал традиции русской реалистической школы. Художник многому учился у старых мастеров-живописцев: Шишкина, Поленова, Левитана, Серова – учился наблюдательности и зоркости. Природная музыкальность В. А. Федорова в живописных полотнах обернулась способностью, не допускающей ни одной фальшивой ноты в созвучиях красок. Реалистический метод изображения – один из самых трудных для художника. Он заставляет думать о максимальной эффективности каждого формального приема в образном раскрытии жизненного содержания, обладающего многообразием черт и характеристик, которые приходится переводить на язык искусства. Добиться мудрого равновесии между жизнью и ее художественным претворением бывает нелегко даже высокопрофессиональному мастеру, но В. А. Федорову это удалось.
В 1978 г. В.А. Федорову присвоили звание «Заслуженный художник РСФСР». Он много работал с натуры: то в ближайших окрестностях Иваново, то среди удивительной природы Плеса. В. А. Федоров не довольствовался умением писать природу вообще. Он ставил перед собой задачи, связанные с исканиями передовых мастеров реалистического искусства. Придавал огромное значение этюду с натуры. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы и непрерывной профессиональной тренировкой, и основой для формирования пейзажных композиций.
Многочисленные этюды В.А. Федорова – то малые, то большие – изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь. Но всегда, писал ли художник плесские дали или только кустик рябины, он определял композицию своего этюда, рассматривал его не как заметку для памяти, но как по-своему завершенное художественное произведение. Постоянная работа на натуре развила в живописце понимание природы. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы, умело передавал состояние природы – туман, утро, полдень – сохранял при этом четкость и колорит изображения. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.
1980-е гг. совпали с очень трудным периодом в жизни художника. Старые раны, болезни подточили его здоровье. Привыкший чувствовать себя сильным и легким на подъем, Вячеслав Андреевич тяжело переживал свое вынужденное пребывание дома, невозможность по-прежнему энергично работать. Пришлось отказаться от больших холстов, брать с собой на пленэр только небольшие куски грунтованного картона. В произведениях усиливаются черты суровой сдержанности, возникает тяготение к эпическим полотнам, к большей живописной законченности.
В 1985 г. художник написал картину, которой суждено было в последний раз воплотить его возможности как крупнейшего пейзажиста страны – «Озеро. Туман» (1985). Эта картина явилась синтезом его творческого развития. Продуманно скомпонованная, она сразу же производит впечатление торжественного величия и покоя утренней природы. Живая эмоциональность, немного сдержанная в ранних работах художника, получила свободное развитие в этой картине. Федоров обращается к переживаниям человека: пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие чистые голоса. Уверенно сочетаются в картине различные пространственные планы, материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке. К сожалению, эта работа так и осталась незавершенной.
В.А. Федоров ушел из жизни14 сентября 1985 г. Жизнь этого необыкновенно талантливого человека была заполнена постоянной деятельностью: им написано множество картин, которые находятся в 28 музеях нашей стран и за рубежом, в частных собраниях. Он много сделал для развития и популяризации русской школы пейзажной живописи. В.А. Федоров был активным и авторитетным участником Союза художников СССР, занимался с начинающими мастерами живописи.
Вот уже 100 лет нам тихо светит с небосклона звезда великого художника Вячеслава Андреевича Федорова и приносит утешение тем, кто прикоснется душой к этому свету.