Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

А.П. Вавилова и С.П. Кувшинникова - неслучайные совпадения

Имена этих двух женщин, хоть и живших в разных временных рамках, в Плёсе одинаково широко известны. Каждая из них по-своему прославила и себя, и маленький город на Волге.

Алла Павловна Вавилова тем, что создала в этом городке музей Левитана, Софья Петровна тем, что была талантливой ученицей Левитана. Сведений об этих людях собрано столь много, что, казалось бы, нового произнести уже ничего нельзя. Тем не менее, неизвестная информация всё же находится, и любая крупица, будь то какой-то документ или воспоминания вновь и вновь воскрешают память об этих удивительных и легендарных личностях и заставляют ещё раз подивиться их неординарности и неповторимости. Две легенды Плёса, две прекрасные женщины, два таланта, жившие в разные эпохи, не случайно одновременно стали центром внимания на музыкально-поэтическом вечере, состоявшемся в Левитановском культурном центре Плёса. Датой этой встречи было выбрано 25 декабря, день рождения А.П.Вавиловой. «Новый год в Плесском музее-заповеднике всегда начинается со дня рождения Аллы Павловны», - отметила директор музея А.В.Чаянова, открывая мероприятие. Но была ещё одна «круглая» цифра, уже относящаяся к  Софье Петровне: в этом году отмечается 170-летие со дня рождения художницы. Обойти вниманием такие совпадения просто невозможно – решили сотрудники музея и подготовили этот музыкально-поэтический вечер, который ещё раз перекинул мостик, соединяющий людей и события, пространство и время, ибо для творчества и таланта никаких границ не существует.
Волшебная по красоте ёлка, сияющая  красным и золотым, подарки под ней в блестящих упаковках, а рядом с ними – картины с натюрмортами…Такое сочетание Нового года и лета с его цветами и травами никому не показалось странным, напротив, такое убранство зала смотрелось изысканно и оригинально. Да и вопросов на эту тему ни у кого из присутствующих не возникло, так как понятия «Плёс» и «живопись» неразделимы – лето ли это, зима ли, осень или весна…
Натюрморты любила писать С.П.Кувшинникова, понимала в них толк и А.П.Вавилова, а эти, написанные кистью современных плёсских мастеров, стали своеобразной данью их памяти. Изящные розы и скромные полевые цветы, идеально круглой формы шапки   георгинов и романтичные хризантемы, белые лилии-недотроги и скромные ветки рябины – неброская красота простых вещей, созвучие природы и предметов быта… А как красиво! Художники В.Берегов, В.Панченко, В.Нуждин, Л.Николаев, Е.Лелекова, А.Никитин, А.Новиков, О.Волостнов, Г.Жуков, А.Лячин, С.Зырянова и А.Тимофеев – авторы этих работ, по приглашению ведущей вечера О.В.Наседкиной, предстали перед публикой. Они не ждали громких оваций и не собирались купаться в рукоплесканиях, они, скромно обозначив своё присутствие, присели на места, чтобы стать свидетелями интересного (и даже таинственного)  сюжета, посвященного двум музам  Плёса - С.П.Кувшинниковой и А.П.Вавиловой.
Итак, Алла Павловна. О ней простым языком и с любовью прочитала своё стихотворение Т.П.Соколова, ей адресовались зачитанные О.В.Наседкиной слова А. Степановой, дочери В.В.Туляковой-Хикмет, близкой подруги А.П.Вавиловой. Они приведены в буклете, подготовленном к этому дню, приведём лишь несколько фраз, дающих представление об этой женщине: «Она была рыжая, весёлая, азартная, быстрая и умная… Острая на язык, с мгновенной реакцией, с постоянной готовностью помочь любому, с фантастическим чувством юмора, она в подробностях помнила истории всех плёсских жителей, и в её рассказах создавался почти фольклорный мир старинного красивейшего русского городка. Совершенно очевидно, что светлая её душа не отлетит далеко от родного места и станет частицей его высокой красоты». Позволим и мы дополнить эти слова воспоминаниями о ней А.А.Гайдамак: «Я познакомилась с Аллой Павловной в 1988 году, когда работала в школе. Нас сразу притянуло друг к другу, как магнитом. Мы подружились раз и навсегда, сохраняя чувство глубокой душевной общности на протяжении десятилетий, до самого последнего дня её жизни.  Я многому научилась у этой удивительной женщины, особенно, когда перешла работать в музей. Меня восхищал её дар убеждения. Поговорив полчаса с человеком, она могла убедить его подарить музею картину Левитана… Все картины художника, хранящиеся сейчас в музее, приобретены благодаря её стараниям. Это она установила традицию отмечать день рождения Левитана, когда в музее собиралось буквально пол России. Она обладала умением красиво одеваться, в тон, не броско, но всегда модно и элегантно, она и людей чувствовала по одежде.  А культура её речи! Я училась у неё разговаривать с людьми, мечтала научиться как она вести экскурсии. По её примеру я занялась коллекционированием. Алла Павловна собирала фигурки ёжиков, я стала собирать колокольчики. Наверное, совсем неслучайно, предметом её коллекции стали ёжики, она вообще любила животных. И они отвечали ей тем же. Синички всегда кружили над её домом, вороны провожали её на работу. Она просто скажет: «Кара, пойдём!» - и ворона полетит за ней. У неё в кармане и сумочке хранилось   множество разных предметов: хлеб для птиц, угощение для уличной собаки, конфеты для детей, сувениры для случайно встреченных на улице знакомых. Ещё она удивляла своим горячим желанием кому-то помогать, о ком-то заботиться. Несмотря на постоянную занятость на работе, Алла Павловна умудрялась быть хорошей женой и хозяйкой. Она с лёгкостью пекла пироги, не изыскивая для этого каких-то дорогих продуктов, всё у неё получалось легко, просто и удачно. Касалось это и цветов, в изобилии растущих у неё на огороде. Общение с ней было для меня потребностью. Алла Павловна никого не обсуждала и не осуждала,  она любила  весь окружающий  мир. Таких умных, тонких, уникальных позитивных людей сейчас так не хватает!»
А сценарий вечера тем временем двигался дальше, и наступила очередь уделить внимание другой его героине – С.П.Кувшинниковой. Она предстаёт перед нами, живущими в 21 веке, такой, какой была запечатлена в воспоминаниях её друзей, современников, в частности, Т.Л.Щепкиной-Куперник, М.П.Чехова. «Это была женщина лет за сорок, некрасивая, со смуглым лицом мулатки, с вьющимися темными волосами  и с великолепной фигурой, – такой увидела ее писательница Т. Л. Щепкина-Куперник. – Она была очень известна в Москве, да и была «выдающейся личностью», как было принято тогда выражаться. Она писала красками (и очень хорошо, главным образом цветы), прекрасно играла на фортепьяно; в молодости носила мужской костюм, а позже ездила с художниками на этюды на Волгу в качестве полноправного товарища».
«Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина, – вторит ей М.П.Чехов. – Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай». Воскресить этот образ участникам вечера помогли отрывки из спектакля, подготовленного творческими силами работников музея Левитана (О.В.Наседкина, Л.В.Ищенко, Л.М Лебедева и Д.Е. Иванов) в 2012 году к 165-летию Софьи Петровны, видеозапись которого и была представлена зрителям. И когда этот рассказ вдруг закончился, стало жаль, что он воспроизведён не до конца… В качестве утешения присутствующим был  предложен другой «лакомый кусочек» - страницы альбома Софьи Петровны, который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, и о котором широкой публике известно не столь много. Известно, что этот альбом «имел в её салоне свободное хождение», и каждый посетитель мог читать его записи, вписывать свои. Сейчас его исследованием занимается Л.В.Ищенко, альбом является темой  научной работы Ларисы Валентиновны.
И снова – видеофильм, только теперь в нём жизнь С.П.Кувшинниковой представлялась нам с другой стороны – с её собственных позиций (читались её дневниковые записи), и её окружения. Портреты, стихи, посвящённые людям, бывавшим в её салоне, особенно много – стихов Т.Щепкиной-Куперник. Через страницы этого альбома виделась жизнь Москвы в 80-е годы 19 века, чувствовалась атмосфера салона Софьи Петровны – любимого места общения и встреч художников, литераторов, артистов. И романсы, зазвучавшие затем, стали продолжением этого удивительного настроения грусти, ощущения быстротечности жизни, в которой мелькают лица и судьбы, возникшего в душах  посетивших этот вечер. Чудесный тенор  пел: «Утешься, не сетуй напрасно…» Казалось, что голос раздаётся со старой пластинки…Но это был реальный человек – протодиакон Михаил Спельник. Он уже не раз бывал в Плёсе, хотя живёт и служит в одном из храмов Казахстана. Его волшебный голос, судя по его рассказу, это - семейное, как и глубокая вера в Бога, Россию, красоту мира.
  Живопись и музыка – они так же созвучны, как и  тонкие, лёгкие, талантливые картины С.П.Кувшинниковой с музыкой её любимого Шопена, как чудесные современные  натюрморты в сопровождении удивительного голоса Спельника, как судьбы двух муз Плёса – А.П.Вавиловой и С.П.Кувшинниковой.

О.Пикина.