Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Дорога, дорога, ты знаешь так много…»

Мы продолжаем публикации из книги «Иван край» издательского дома «Наша Родина», посвящённой 100-летию образования Иваново-Вознесенской губернии. В статье «Железный путь» кандидат исторических наук Александр Семененко рассказывает о появлении железной дороги в Иванове, строительстве железнодорожного вокзала и событиях, которые дали название привокзальной площади. Материал печатается в сокращении.

«Железный путь»

«…До постройки железной дороги ежедневно через село Иваново и Вознесенский посад непрерывно шли обозы с товарами от волжских пристаней до Москвы и обратно. Через Волгу проходила поставка хлопка из Великобритании, Аргентины, Средней Азии – до Кинешмы и Плёса – на баржах, а оттуда уже гужевым транспортом по городам и сёлам будущей Ивановской области. Слабое развитие средств сообщения тормозило развитие экономики. Вот что об этом писал в марте 1867г. на страницах газеты «Московские ведомости» известный экономист, академик, профессор, почётный гражданин Вознесенского посада В. П. Безобразов: «…Мы сказали, что товары ежедневно тянутся, правильнее было бы выразится – ежедневно там останавливаются и погибают на этих просёлочных дорогах, которые только у нас на Руси могут называться дорогами, и которые столь же похожи на дороги, как и всякая поверхность земли. Надо видеть воочию эту перевозку товаров, останавливающуюся на 80 вёрст протяжением на целые недели». Таким образом, товар мог находиться в пути от трёх до четырех месяцев.

На фото: старый вокзал станции Иваново (ныне торговый центр «Кенгуру»).


В том же 1867г. известные предприниматели, знающие железнодорожное строительство, И.А. Бусурин и М.А. Горбов предложили создать акционерное общество Шуйско-Ивановской железной дороги.  9 мая 1867г. вышел императорский указ об учреждении общества. Строительство началось 14 августа 1867г. Было решено строить железную дорогу от станции Новки Нижегородской линии через уездный город Шую до села Иванова длиной 84 версты. И уже через год Шуйско-Ивановская железная дорога была пущена.
Первый пробный поезд прибыл в Шую из Новок 17 сентября 1868 г. в 17.00. На торжественное открытие  27 сентября прибыли архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний, владимирский губернатор В.Н. Струков, губернский предводитель владимирского дворянства  Н.П. Апраксин.
17 февраля 1871г. было открыто железнодорожное сообщение  Иваново-Кинешма. Уже став Иваново-Вознесенском, город получил железнодорожную связь с Санкт-Петербургом, Ярославлем, Нерехтой, Середой (ныне – Фурманов), Москвой. Это превратило город в крупный железнодорожный узел, открыло иваново-вознесенской хлопчатобумажной промышленности ещё более широкие возможности.
В первый год работы железной дороги по ней ходило 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных вагонов.  Было перевезено за это время 4 миллиона пудов грузов и 123 460 пассажиров. В 1912г. грузооборот станции Иваново составил 54,6 миллионов пудов. По железной дороге в Ивановский край поставлялись хлопок, мазут, керосин, пшеница, сахарный песок, соль, растительное масло. Взамен увозилась продукция местных предприятий.
Железнодорожному сообщению в Иваново-Вознесенске придавали особое значение. Так, прибытие грузопассажирского состава из Москвы ранним утром инспектировал сам городской голова. Он подносил машинисту стопку водки, если поезд поспевал на станцию минута в минуту.
Первый, деревянный, вокзал был выстроен в Иваново-Вознесенске в 1868 году, но он не сохранился. Новое здание появилось в 1894 году. Такие здания возводились в формах русской национальной архитектуры, то есть здание стилизовалось под терем, и украшали его резьбой. Центральная кирпичная часть здания завершалась резной башенкой с часами. Боковые крылья сооружения были стилизованы под крестьянские избы и богато украшены резьбой в русском стиле.  Примерно такой же вокзал построили тогда и в Шуе. В 1911 году на вокзале был установлен первый в городе телефон-автомат. Стоимость одного разговора равнялась 15 копейкам, потом – 10-ти.
С этого вокзала до революции провожали депутатов первых Государственных дум Российской Империи. Отсюда уже после революции уезжали «комсомольцы на гражданскую войну».
Здесь же, возле вокзала, была убита студентка Санкт-Петербургского женского медицинского института, член РСДРП Ольга Михайловна Генкина. Выйдя из вагона, она отдала чемодан  носильщику и велела отнести в дамскую комнату. Тот ощутил, что чемодан подозрительно тяжеловат для дамы и доложил о своих подозрениях жандармскому вахмистру Ганыкину. Он вскрыл багаж. Перед глазами жандарма предстало 10 револьверов «Smith & Wesson» и 400 патронов к ним. В это время Генкина отправилась искать конспиративную квартиру. Далее она вместе со своей знакомой Анной Князевой поехала на вокзал. Их тут же задержали. Не открывая своего имени, Генкина потребовала перевезти её в тюрьму. А в это время толпа крючников и грузчиков товарной станции уже прознала о задержании революционерок и стала требовать выдать их для самосуда. Казачий наряд, находившийся тут же на площади, бездействовал. Ротмистр Левенец, прибывший в Иваново, признался, что доставить задержанных в тюрьму не сможет. Генкина попросила револьвер, чтобы покончить с собой, но Левенец ответил отказом, а затем протянул почтовый конверт (бумаги в дежурном помещении не нашлось) с вопросом: «Укажите, кто вы и откуда?». Спрятав подписанный конверт, жандарм покинул помещение. Толпа, до этого безуспешно ломившаяся в двери, хлынула в дежурку  и накинулась на женщин. Князеву спас от смерти предъявленный нательный крестик. Генкиной же помочь ничто уже не могло. В 1927г. площадь и расположенная параллельно современному Шереметьевскому проспекту улица получили имя Генкиной.
Старый вокзал долгое время был в заброшенном состоянии, пока его не привела в порядок одна неизвестная коммерческая фирма.
Новый вокзал в Иванове был построен в 1930-1933г.г. по проекту московского архитектора В.М. Каверинского. Выполнен был в модном тогда стиле «конструктивизм». Тогда он был седьмым по величине в СССР.
В 1950-е годы интерьеры главного, пассажирского зала были перестроены – изменились конструкции перекрытия и были установлены промежуточные колонны. Появилось мозаичное панно, посвящённое событиям революции 1905г., Гражданской и Великой Отечественной войн. Авторами их являются местные художники Е.А. Грибов и М.И. Малютин.
С начала 1930-х г.г. до 1976г. напротив вокзала стоял памятник Ленину. В 1977г. на смену Ильичу был возведён монумент в честь женщин-участниц революционного движения на ивановской земле (в просторечии памятник кличут не беспричинно «головой»). Официальное название памятника таково: монументально-декоративная скульптура «Молодым революционеркам текстильного края» (скульптор – Ю.П. Колесников, архитекторы – А.Т. Душкин и А.И. Томский). Именно тут, под «головой», ивановские студенты собирались в начале осени перед отправкой «на картошку».

Материал подготовила
Ю. Татакина.

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник