Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

На полках истории

Как волны обрушиваются на берег во время шторма, так и нашу память каждую весну тревожат всплески воспоминаний  о самых страшных событиях, выпавших на долю советских людей во время Великой Отечественной войны. Да, годы идут, и этот май уже будет 73-им по счёту после того победного, что был в  45-ом. Волна памяти утрачивает свою силу, но остаётся такой же стабильно-мощной, потому что каждый из нас понимает, что забыть – значит предать своих родителей и прародителей, своей кровью завоевавших для нас Победу. Этот материал – из той же серии: как жил Приволжск в годы войны, расскажут архивные страницы. И поможет воскресить события тех лет  заведующая архивным отделом МКУ МФЦ «Управление делами» И.Н.Кудряшова.

- Ирина Николаевна, какие документы хранятся в нашем архиве, датируемые 1941-1945 годами?

- Их не так много, и представляют собой они в основном протоколы заседаний Приволжского исполнительного городского комитета депутатов трудящихся. Одна из единиц хранения – протоколы собраний уличных комитетов, другая посвящена теме эвакуированных в Приволжск из разных уголков страны, и последняя повествует о сборе тёплых вещей для армии.

- Какими проблемами жил город?

- Главными проблемами, которыми жил Приволжск в те годы, были обеспечение населения хлебом, дровами, организация работы медицинских и образовательных учреждений, забота о санитарном состоянии города. Не забывали депутаты и о ведении массово-патриотической работы, ведь даже в военные годы у нас проходили демонстрации в честь 1-го мая и 7 ноября, а воспитанию патриотизма в стране Советов всегда уделялось первостепенное внимание. Годы войны – не исключение, а наоборот – повод  усилить воспитательную работу.

- Чувствуется ли сквозь строки протоколов эмоции тех лет? Видно ли беспокойство депутатов по поводу начавшейся войны?

- К сожалению, секретари заседаний отражали лишь суть рассматриваемых вопросов, и излагали их по большей части кратко: повестка дня, слушали того-то, постановили то-то. И лишь внимательно вчитываясь в эти материалы, можно уловить, что положение в городе было серьёзным и порой катастрофическим – люди стояли в многочасовых очередях за хлебом, много раз выпечка хлеба на местном предприятии «Главхлеб» была под угрозой срыва, имелось огромное количество нареканий на качество выпечки, семьи с детьми жили в холодных домах из-за отсутствия дров, в больницах не хватало медикаментов, школьники учились в переполненных классах по 40 и более человек. А ещё на территории Приволжска был детский дом, в котором жили или сироты, или как бы мы сказали сейчас, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. А ситуация у них чаще всего была такая: отец погиб на войне (или воевал), мать – в больнице, а дома – детей человек 5-6, а то и больше…

- В прошлые годы мы уже обращались к архивным страницам этих лет и некоторые из названных тем были затронуты в наших публикациях. На чём сосредоточим внимание сегодня?

- Я предлагаю остановиться на коротких записях протоколов исполкомов, дающих наиболее наглядное представление о положении

Угроза эпидемий

23 марта 1942 год

Город стоял на пороге эпидемии. Перед депутатами выступил главврач амбулатории, объяснивший ситуацию.Текста основного доклада  нет, но суть понятна из постановления исполкома. Итак: «Исполком горсовета отмечает, что город находится в антисанитарном состоянии: помойки в домах льнокомбината не вычищались в течение семи месяцев, уборные переполнены, прачечная и баня работают с большими перебоями. Всё это является источником эпидемиологических заболеваний. Исполком постановляет: с 23 марта 1942 года прачечная будет работать ежедневно, обеспечить баню месячным запасом топлива. Предложить руководителям предприятий, общественного питания, директорам школ, завклубом организовать ежедневную уборку с влажной дезинфекцией. Обязать начальника ж/д ветки не допускать длительного пребывания пассажиров на станции, иметь кипячёную воду в баках и делать влажную дезинфекцию не реже 2-х раз в день помещения станции и вагонов…»  Далее идут конкретные обращения к депутатам с поручениями. И в конце: «Создать городскую комиссию по борьбе с эпидемиологическими заболеваниями и предоставить право комиссии привлекать нарушителей к ответственности».

Плохие хозяева

19 августа 1942 года

Положение в приволжской торговле в первые годы войны было не лучше. Депутаты, заслушав тов. Семёнова, буквально негодовали. Вот их отзывы: «Столовая работает чрезвычайно плохо. В обеденный перерыв пообедать никак не успеваешь. В столовой не хватает посуды, ложек, тарелок, стульев. Несколько раз было указано тов. Семёнову, чтобы он распределил  рабочих по часам, чтобы не создавались очереди… К новому учебному году торг не готов, чем будет кормить ребят, не знает». «Мне хочется узнать, почему на молочную кухню молоко поступает всегда кислое?», «Торг имеет свой автопарк, от которого имеет убыль 9000 руб и от конного парка 32 тыс руб. Этот убыток получился не потому, что лошади плохие, а потому, что плохие хозяева, не могут рационально использовать транспорт. Заготовка дров в торге совсем не годится. Из 800 кб заготовлено всего 17 и чем будут топить столовую, не знаю». «Работу торга признать удовлетворительной нельзя было и в мирное время, а сейчас и говорить нечего…Заготовка грибов должна проходить гораздо лучше, чем сейчас, урожай грибов хороший, надо было приобщить (к их сбору) учеников, домохозяек и др. актив города». Как выяснилось далее, по грибам маринованным у торга был план – 10 тонн, а выполнено по итогам 6 месяцев лишь 4055кг. Интересно сообщение следующее: торг должен был заготовить дикорастущих ягод 5 тонн – не заготовлено ничего, так же не заготовлены ни огурцы, ни капуста, ни другие сельхозкультуры». Депутаты сделали вывод, что торг не перестроился для работы в военных условиях, «до сих пор в его практике существует самоуспокоенность».

Хлеб – всему голова

23 декабря 1941 год

«Исполком отмечает, что выпечка хлеба в сутки 7-8 тонн «Главхлебом» является недостаточной, отчего создаются очереди». Исполком неоднократно указывал директору предприятия тов. Груздеву о необходимости доведения выпечки до 10 тонн в день, но он мер не принял. Исполком постановляет: «Предупредить тов. Груздева, что за невыполнение решения исполкома к нему будут приняты строгие меры. Учитывая, что поступление муки на «Главхлеб» только за счёт местной мельницы, для чего обязать заведующего мельницей тов. Задумова размалывать зерно все круглые сутки, не допуская размола посторонним (организациям),  без разрешения горсовета. Считая недопустимым явление имеющей запас на одни сутки топлива на хлебокомбинате, потребовать от директора немедленно послать уполномоченного в прикрепленные колхозы по вывозке отпущенных Гортопом 400 к/м дров с лесосеки и, кроме того, закрепить городской транспорт для вывозки дров для «Главхлеба»: коопстрой – 5 лошадей, асобоз – 3 лошади, ежедневно тем самым создать запас топлива при хлебопекарне на месяц».

Эх, баня, баня!

10 августа 1942 год

«Работа бани и прачечной неудовлетворительная, пропускная способность – 50 %. Требуется ремонт бани, как-то: побелка, оштукатурка. Шкафы на 50 % непригодны: нет вешалок, запоров, верхних полок и стенок. Тазов имеется всего 8 и часть из них неисправна. Из имеющихся 10 кранов 5 совершенно запаяны, часть – неисправны – нет ручек, и требуется мелкий ремонт. Баня находится в антисанитарном состоянии: часто можно видеть грязь, бумагу, в шкафах грязно, очень часто нет воды из-за недоброкачественного и недостаточного количества топлива и плохого состоянии канализации. Условия для рабочих не созданы: нет тазов, тряпок, голиков». В числе пунктов постановления по этому вопросу есть такой: «Рекомендовать тов. Барашковой мобилизовать общественность для проведения ремонта сточных труб и приступить к производству деревянных шаек».

О состоянии общественного питания

2 июля 1942 год

«Работу общественного питания признать неудовлетворительной. Блюда готовятся однообразные, качество обедов – плохое, подсобное хозяйство льнокомбината продукты и овощей для улучшения общественного питания не даёт. Запасов продуктов имеется всего на 10 дней, муки – 5638 кг, крупы – 2310 кг, картошки -1 тонна, капуста….. Такое состояние с продуктами ставит под угрозу закрытия общественного питания». Потому исполком решил ходатайствовать перед правительством о пересмотре решения о передаче Приволжского пригородного совхоза Красносельскому комбинату г.Кинешмы и передать его Яковлевскому льнокомбинату.

Все на борьбу со снегом!

15 марта 1942 год

«На основании постановления Облисполкома, граждане обоего пола в возрасте от 16 до 50 лет могут быть мобилизованы на расчистку ж/д путей, на период этой работы они освобождаются от работы в учреждении и на предприятии.

Приволжский горсовет объявляет, что 15-16-летние граждане работающие на фабриках и учреждениях освобождаются от работы и мобилизуются на расчистку путей. К работе привлекаются и домашние хозяйки. К 12 часам дня 15 марта и в 7 утра 16 марта все граждане указанного пола и возраста с лопатами должны явиться к вокзалу приволжской ж/д ветки.

Освобождаются от работы: детские ясли, детские сады, больницы, амбулатория, госпиталь, магазины, столовые, учащиеся 1-7классов, инвалиды независимо от группы, матери детей до 8 летнего возраста, которым не с кем оставить детей. Учащиеся 8-10 классов освобождаются от занятий в школе на 15 и 16 марта и привлекаются на расчистку путей вместе с учительским персоналом.

Во всех учреждениях и предприятиях провести разъяснительную работу о том, какую угрозу несут снежные заносы всем трудящимся города Приволжска. Ответственность за явку работников несут руководители. Все уклоняющиеся от работы будут привлекаться к административной ответственности и штрафу100 рублей. По окончании очистки путей предлагается произвести очистку улиц и площадей».

Каша на воде

9 ноября 1942 год

Акты обследования яслей вневедомственной комиссией позволяют выяснить, что яслей в городе было 5. Тексты, составленные по итогам обследований, однотипны, и выглядят примерно так:

 «Ясли № 8.Здание находится в образцовой чистоте, заготовка овощей вполне удовлетворительная, подсобное хозяйство состоит из двух поросят. Питание доброкачественное, приготовлено вкусно, отчётность ведётся хорошо».

«№ 3.Здание находится в удовлетворительном санитарном состоянии. В правом крыле холодно, некоторые комнаты закрыты. Заготовка овощей – на достаточном уровне, дров тоже, питание доброкачественное и не вполне разнообразное. По отчётности выявлено, что за 6 месяцев умерло 12 человек (кто именно, не указано и что эта фраза вообще обозначает. Почему такая спокойная констатация факта?). Имеется два поросёнка».

В акте обследования яслей № 4 есть дополнения: «Молоко поступает в ясли очень не аккуратно по вине торгующих организаций. На момент обследования каша была приготовлена на воде. Имеется один поросёнок, который очень хороший по времени…»

 Самых лучших отзывов заслужили ясли  № 9. «Содержатся в исключительном порядке и чистоте. В палатах тепло и уютно. Дети имеют культурный вид. Педагогическая работа поставлена хорошо и вообще учёт и работа яслей заслуживают самой хорошей оценки».

Как оказалось, большинство документов относятся к 1942 году. Это второй год войны, когда страна находилась в тяжелейшем положение. Приволжск не был исключением. Тон и настроение материалов изменяются к 45-му году.  Чувствовалось приближение победы. Депутаты рассматривали вопросы о весеннем севе, о праздничных демонстрациях, об уборке города после зимы.