Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Я памятник не воздвигал - я дом построил»

Плоды творчества – это,  как дары плодовых деревьев, они обязательно должны находить применение. Можно, конечно, написать стихотворение и убрать его в стол, можно написать картину и спрятать её на чердаке, но в том-то и заключается смысл творчества, чтобы о нём узнали люди. Чтобы они, вкушая эти плоды, поняли и почувствовали глубину мысли и мастерство художника, чтобы узнали, в конце концов, что живёт рядом с ними такой талант, который хочет поделиться своим даром с окружающим миром. Пример тому – жизнь и творчество заслуженного художника России А.И. Тимофеева.

На фото: Александр Иванович Тимофеев в своей творческой мастерской

«Перед каждым художником рано или поздно встаёт вопрос – куда пристроить свои художественные творения. Подарить музею? Раздать родным и знакомым? Оставить у себя и любоваться ими лично? Покупая дом в Плёсе, я изначально знал, что сделаю в нём свой частный музей. Пусть люди приходят, смотрят, если хотят, то что-то покупают», - объясняет он своё решение.  Потому и окна в нём большие, и потолки высокие, и комнаты просторные, как у настоящего художника, в нём есть и мастерская, и мансарда…Об этом шаге в своей жизни Александр Иванович даже сказал стихами:
Я памятник не воздвигал –
 я дом построил,
А в нём музей я свой создал,
И разместил в нём всё, что я освоил:
Склепал витраж,
слепил стекло и написал...
В стихотворении дальше говорится о том, что его дом-музей всегда открыт: «Ходи, смотри, веди друзей…». Так и происходит: люди идут, любуются, удивляются. Здесь всё обустроено со вкусом и любовью,  по-домашнему тепло и не официально, и даже пахнет пирогами….Это уже старается супруга Александра Ивановича, Наталья. Она тоже в теме творчества своего мужа и тоже может провести экскурсию по комнатам дома-музея, рассказав историю создания каждой его работы.
Через полгода А.И.Тимофееву исполнится 80 лет. За эти годы создано немало, и большая часть его творений, выставленных  в качестве экспонатов,  украшают его дом уже не первый год. Тем не менее, мастер не потерял своего пыла и красноречия, рассказывая о каждом из них, ведь все они, как дети,  выращенные с любовью и надеждой на их длинную и счастливую жизнь. И рассказ Александр Иванович ведёт эмоционально, с желанием ввести посетителя в курс дела. А дело его действительно непростое, потому что самой главной составляющей его творчества является работа со стеклом. Даже термин специальный он придумал для обозначения собственно изобретённой техники – стеклопластика. «Стеклопластикой я называю декоративное панно, выполненное из кусочков цветного стекла на керамической глазурованной основе», - говорит мастер. Такие панно, как и живопись, и инсталляции (декоративные композиции) из стекла – это три кита, на которых держится экспозиция в каждом помещении дома-музея. Правда, есть ещё один – витражи, которые, как им и полагается, занимают место на окнах и дверях. Но и тут у А.И.Тимофеева имеется своя изюминка: витражи на окнах – подвижные, подвесные, их при желании можно перевесить на другое место. Но пока перевешивать их никто не собирается, они прекрасно вписались в интерьер и стали главной точкой притяжения взглядов входящих. Каждая комната – свой витраж, своя маленькая история….О чём? Это каждый придумает сам, посмотрев на синюю птицу счастья или красно-оранжево-жёлтые круги, вызывающие ассоциации с древнерусским эпосом. А фигуры ангелов и распятого Христа на окне мансарды? Есть, о чём призадуматься и поразмышлять…

На фото: подвесные витражи


 И всё же, главная мысль, которая приходит, глядя на все эти произведения искусства, созданные талантом Александра Ивановича, даже не в погружении в их тему, она в другом – как у мастера вообще зарождаются идеи создания того или иного образа, и как воплощаются они в жизнь с помощью такого непростого материала для творчества, как стекло.
«Писать картины может практически всякий, - говорит А.И.Тимофеев, - кисть, краски, холст – всё под рукой, как и сюжеты. Они – рядом. Для работы со стеклом нужны другие навыки и другие инструменты». Но ещё важнее – любовь к стеклу, понимание его сущности, как материала для творчества, со своим характером и возможностями. Александр Иванович полюбил стекло с первого взгляда. «Во времена службы в армии мне пришлось побывать в Москве, на ВДНХ. Там тогда было несколько павильонов, один из них – культура. Я попал на выставку декоративного творчества из стекла белорусских умельцев. И не просто заинтересовался этим материалом, я им «заболел»! Лепные, оригинальные,  эти изделия меня поразили, и я сразу подумал, что мне надо обязательно попробовать поработать в этом направлении. После армии закончил сначала Ивановское художественное училище, а потом поступил в Строгановское высшее художественно-промышленное училище в Москве целенаправленно на отделение «Художественное стекло». Много воды утекло с тех пор. А.И.Тимофеев стал признанным мастером работы со стеклом, которому подвластно всё – от креативной идеи до точного воплощения её в жизнь. Только настоящий художник может задумать целые композиции, в которых всё подчинено созданию единого, цельного образа, будь то зимняя Олимпиада с её белейшими «ледяными» призёрами, или первомайская демонстрация с её красочностью разноцветных воздушных шаров, или окрашенная в багрянец Октябрьская революция… Не счесть этих инсталляций, выставленных в главном зале его дома, часть из них посвящена каким-либо реальным событиям, часть – это символы нашего бытия…

На фото: уголок музея


Проходя по комнатам музея и рассматривая работы художника, представленные в 4-х ипостасях, и не скажешь, чему же мастер отдаёт предпочтение – всё   талантливо по-своему.  Но, как признаётся автор, главное место в его душе всё же отдано любимому детищу – стеклопластике: сам изобрёл, сам постиг, сам сотворил. С какой точностью подобраны цветные стёклышки в его работах, как они после обжига приобретают неповторимый облик, соединившись с глазурью керамической плитки, только диву даешься!  Тут так же есть и конкретика и символика: наливные яблочки, аппетитные груши,  деревья, всевозможные цветы соседствуют у него с такими масштабными композициями, как «Агрессия», «Затмение», «Холодный ветер с Волги», «Красное наваждение и др. Находясь в стенах этого дома, даже можно поставить перед собой задачу – не читая подписей к работам, угадать, поразмыслив, что же изобразил художник, используя такую сложную технику?
Ну, а как же живопись? «Я по жизни художник, - говорит А.И.Тимофеев, - и с мольбертом никогда не расставался. Пишу этюды и сейчас». Акварель, гуашь, масло – во всём он преуспел.  И в картинах в музее недостатка нет. Может, это даже хорошо, когда у художника за плечами так много навыков и умений? Всегда есть выбор, чем занять себя, хотя, стоит оговориться:  у творческого человека, наверное, всё иначе – всё по настроению, по наитию свыше… Вот и в период самоизоляции душа тянулась больше к живописи. На крупные многоплановые работы в стеклопластике не замахивался. Они ещё ждут своего часа.
К слову о пандемии. Отразилась ли она на работе дома-музея? «Конечно, отразилась, - говорит художник, - посетителей в разы стало меньше. Заходят лишь отдельные отдыхающие в Плёсе люди. Да их сейчас вообще мало». Но Александр Иванович на этом моменте не заостряет внимания: его дом-музей жив, по-прежнему наполнен рукотворной красотой. А люди придут, если у них в этом будет потребность, независимо от внешних обстоятельств.

Биография:

Родился в 1941 –м году в д.Б.Барово Владимирской области. В 1955-м году семья переехала в Иваново. Здесь Александр Тимофеев получил художественное образование в училище. Работал учителем рисования и черчения в Эстонии. После окончания Строгановского училища работал в художественном фонде Ивановского отделения Союза художников России (с 1973 по 2003 год). Участник многочисленных выставок, член Союза художников России. В 1999-м году ему присвоено звание «Заслуженный художник России». С 2006-го года живёт в Плёсе.

Кстати:

Работы А.И.Тимофеева хранятся в Ивановском областном художественном музее, в Ивановском областном краеведческом музее, закуплены Министерством культуры правительства города Москвы, в Плесском музее-заповеднике, одна из работ подарена президенту Гвинеи. Также творения автора находятся в частных коллекциях России, Италии, Франции, Германии, США, Великобритании, Вьетнама, Китая, Турции.