Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Спросите у женщины, сколько ей лет…

Обычно вопрос о возрасте у женщин вызывает скрытое или явное раздражение. Но В.И.Мальчевская давно к нему относится спокойно: зачем ей скрывать свои года? Напротив, уже пришло время ими гордиться, ведь совсем не каждому суждено встречать 90-летие в здравом уме, твёрдой памяти, прекрасной физической форме, а на юбилее не просто тихо сидеть, принимая поздравления, а зажигательно танцевать, сподвигая других.

Какие события вмещают в себя 90 лет жизни? Очень многие, перечислить невозможно. И настолько они связаны между собой, что дёрнешь за одну ниточку, она потянет за собой целых ворох воспоминаний…

Здоровье — это труд

Глядя на Варвару Ивановну можно подумать, что у неё вообще нет проблем со здоровьем, и даже никогда их не было вовсе, что ей свыше дано хорошее самочувствие и необыкновенная подвижность. На самом деле -  всё совсем не так: за свою жизнь она  уже несколько раз могла стать инвалидом. Могла лежать, прикованная к постели, не двигая ни рукой, ни ногой; могла остаться без зрения;  могла остаться хромой… Но всего этого не случилось, и всё потому, что она твёрдо сказала себе: «Я не хочу так!»
Каждое утро В.И.Мальчевская начинает с физкультуры, не с 10-минутной зарядки, нет, с серьёзного комплекса упражнений длиною в час и более. Два раза в неделю посещает центр  социального обслуживания, где занимается в группе здоровья. А это ещё 4 часа в неделю. Осенью сама себе прописывает бассейн, плюс постоянные занятия лечебной физкультурой в санаториях, куда покупать путёвки (пусть и дорого!) она считает для себя обязательным. «Ещё раз приедете?» – спрашивают её товарищи по физкультурной группе санатория, большей части из которых   на вид лет по 70, а на самом деле - нет и 60-ти «Обязательно, как только 90-летие справлю!» И слышит в ответ: «Не может быть, чтобы вам было столько лет!». Эти слова придают ей гордости и дальнейшее желание жить активно и позитивно.

На фото: В.И. Мальчевская в первом ряду вторая слева.


В характере этой женщины – не поддаваться обстоятельствам, идти только вперёд, побеждая лень, усталость и даже боль. Она обладает счастливой способностью находить друзей, единомышленников, объединённых общей целью заботиться о своём здоровье, считающих так же, как и она, что здоровье – это труд, думающих,  что больной старый человек станет обузой для родных и доставит им массу забот и переживаний.  Взять, к примеру, группу в ЦСО. «Я пришла сюда, как только она образовалась, - рассказывает Варвара Ивановна, - мне нравится здесь умение тренеров построить занятия так, что мы и на тренажёрах упражняемся, и с мячами, палками, гантелями и даже танцуем. А как мы все тут сдружились! И в гости друг другу ходим, поддерживаем в трудную минуту, с днём рождения поздравляем».  Когда-то ещё в молодости у неё обнаружились многочисленные серьёзные болезни суставов и позвоночника.  «Ни единого дня без физкультуры», - сказал ей тогда врач. Она восприняла их, как правило жизни, как руководство к действию, и взялась за себя серьёзно и ответственно.
 Про глаза история тоже не лучше выглядела, но и тут она справилась усилием воли. «Я приехала на экзамен по немецкому языку, когда училась в Московском финансовом институте, - рассказывает Варвара Ивановна, - взяла билет, смотрю, не трудный, собралась отвечать, и вдруг, чувствую, что ничего не вижу! Что делать?! Сказала преподавателю, она меня отпустила погулять. Я постаралась сосредоточиться, и хоть что-то рассмотреть вокруг – всё, как в тумане! Взяла себя в руки, стала пристально вглядываться в названия магазинов, буквы газет. И потихоньку зрение стало возвращаться. Увидев самые крупные буквы, я успокоилась, сказала себе, что всё будет хорошо. Экзамены сдала, институт закончила, зная, что на до мной нависла  глаукома. А лет мне ещё 40 не было. Мне даже инвалидность предлагали. Но я не согласилась, и операцию на глаза сделала только, когда ушла на пенсию» . И последний случай: лет 10 назад Варвара Ивановна упала со стула и сломала ногу аж в трёх местах. Никто не верил, что она вообще сможет ходить. Но она не только ходит, но и танцует!
 «Значит, всё в руках человека. Никакого секрета!  Жить надо в движении!» - делает она вывод. Но это «движение» у Варвары Ивановны началось практически с детства.  «У нас в семье было семеро детей, одни лыжи приходились на двоих, на коньках  лично мне вообще покататься не удалось – не хватило. Но я не унывала, любила физкультуру в любом виде. Мама всегда говорила мне, что я на одной ноге прыгаю», - вспоминает В.И. Мальчевская..

Святое слово Победа

День рождения у Варвары Ивановны – в апреле. До Дня Победы – рукой подать. Даже цифра 9 по гороскопу – её цифра. Но, конечно, она любит праздник не за это. В семье Блохиных (девичья фамилия В.И.Мальчевской) День Победы считается святым по другой причине – он достался дорогой ценой – великим трудом и великими страданиями.
«На войну ушли трое – отец и два брата. Один брат, Константин, был военным, второй, Николай, которому только исполнилось 18 лет, поехал на сборный пункт вместе с отцом. Брата взяли сразу, а у отца обнаружили грыжу и положили в больницу на операцию, - рассказывает Варвара Ивановна. – А мама в это время рожала…Потом, в 42-м отправили на фронт и его. Военная судьба моего отца – трагическая: раненый, без сознания, он попал в плен, в концлагерь. Вернулся без единого зуба, с выбитым глазом, с опухшей ногой. Боли в ноге постоянно усиливались, и в конце концов стали нестерпимыми. Чтобы хоть как-то облегчить его страдания, в стену вбили огромный гвоздь, на котором он мог в подвешенном состоянии обрести мимолётный покой. О том, что там с ним происходило, он не мог говорить без слёз. Его, как и других наших солдат, пытали, били, «давали витамины». Особенно усердствовали русские полицаи. У них было соревнование – кто больше выбьет зубов пленным. Один зуб – это плохой результат, надо, чтобы – два или три… Немцы издевались по-другому: после бани наших солдат выстраивали в шеренгу и заставляли петь русские песни – очень они им нравились. Солдаты молчали. Тогда их  обливали ледяной водой. Не выдержав, кто-то запевал…Их освободили американцы. Подарив свободу, они сказали: - Город ваш, берите, что хотите, вы это заслужили. Мой папа не взял ничего. Он привёз нам, детям, несколько грязных кусочков сахара… Пожить в мире ему довелось мало – он умер в 53 года. С войны вернулись живыми и братья. Правда, Константин прошёл ещё и войну с Японией. Он тоже настрадался, застудился и умер в 48 лет. Но, когда все вернулись домой, мама сказала:  - Я – самая счастливая мать на свете!»
 А что сама Варя в годы войны? Ей тоже досталось. В 1944-м она закончила 7 классов. «Сколько себя помню в это время, мне всегда хотелось что-то жевать. Я была неимоверно худа, мала и бледна. Из-за недостатка питания, витаминов на глазах постоянно возникали «ячмени». Чтобы спрятать страшный глаз, мама завязывала мне его тряпкой, да не белой, а чёрной. Вот такая «красивая» я пришла в детский дом на работу. Это мама упросила свою знакомую, директора, взять меня, чтобы  хоть как-то поддержать, подкормить. Детский дом находился в здании бывшей СЮТ. Я работала по 12 часов в сутки, ничего не получала, зато действительно уже не умирала с голода. В детдоме было 3 или 4 группы, младшие – совсем маленькие, а старшие – старше меня. Большая часть из них были эвакуированы из мест боев, в том числе и из Ленинграда. Рядом со сквером были разбиты грядки, там мы выращивали овощи для столовой. Сама столовая находилась в подвале здания. Оттуда работницы носили еду детям. Несли её в огромных «опарницах», глиняных корчагах без ручек. У меня из-за этого  постоянно болели руки. Потом – беспрестанная уборка – посуда, полы…Тем не менее, жили не только работой, успевали и какие-то мероприятия готовить, праздники. Своего аккомпаниатора не было, мы приглашали одну женщину с ул.Революционной, она была слепая, но хорошо играла на гитаре, особенно военные песни. Мы знали их все наизусть… В Победу я ещё работала. Потом перешла в ясли № 8 (это напротив здания бара «Досуг»). Их  только построили. Всю глину рядом мы, работники, сами сравняли и посадили здесь цветы».
Послевоенное время оказалось не лучше. Суровая военная дисциплина осталась, как и наказания за её нарушение. Однажды В.Блохина чуть не пострадала. «Вечером долго гуляла, наверное, была на танцах, и вот с утра проснулась от фабричного гудка. Это была катастрофа. Проспала! Мне грозил суд! Что делать? Папа говорит: - Беги, а может, обойдётся… Я побежала. Через реку не стала обходить в обход, далеко. Сбросила платье, перебралась вплавь, надела его обратно наизнанку, так и прибежала. Времени - 4.30 утра. .Уже мамы с детьми меня ждут, им на смену к 5-ти часам. И всё бы ничего – медсестра согласилась меня не выдавать, да эти мамы опоздали из-за меня на работу и их заставили отрабатывать. Вот тут и всплыла причина, почему всё так получилось… Я отделалась выговором, а вот моих знакомых, двух подруг, за опоздание на работу повезли на суд в Фурманов. К счастью, их оправдал прокурор, но они уже ехали туда подстриженными наголо».
Победу она встретила, когда шла на работу - прохожая её поздравила с праздником. Но ненависть к немцам, фашизму осталась у неё навсегда. Как-то на предприятие, где она работала, приехала немецкая делегация. Варваре Ивановне надо было идти её встречать. Она отказалась. «Что хотите делайте, хоть с работы увольняйте, к ним не выйду!» Так и осталась стоять на своём.

Человек-легенда

Сколько себя помнит, Варя всегда хотела учиться. И мама ей говорила, что обязательно её выучит. И пусть не сразу, но у них всё получилось. Преодолев материальные трудности и семейные проблемы, она смогла сначала закончить финансовый техникум. По распределению уехала в Коми ССР. Отработала 3 года и уже хотела уезжать в родные края, но тут встретился он – её будущий супруг – Иван Викентьевич Мальчевский, белорус по национальности, эвакуированный в Коми в годы войны. Они прожили в любви и полном согласии без самого малого 60 лет. Муж оказался человеком мудрым, спокойным, интеллигентным, принимающим свою супругу такой, как она есть - боевой, энергичной, активной, быстрой. Он понимал её с полуслова, никогда не шёл на конфликт. Они оба были прекрасными специалистами, каждый в своих областях: он – фельдшер-акушер, она – финансист (бухгалтер, инспектор госдоходов, начальник планового отдела предприятия и др.). Бог не дал им детей, но они нашли в жизни другой смысл -  работать, не покладая рук, выполнять многочисленные общественные поручения, жить своими интересами и увлечениями. Вплоть до 1987 года они жили на Севере. Выработав стаж, решили строить своё жильё на Большой земле. Такая возможность – стать участником кооператива – тогда им представилась только в Воронеже. Но там В.И.Мальчевская не смогла прижиться –  не давала покоя жара. И они приехали в Приволжск, на родину Варвары Ивановны. Здесь нашёл своё упокоение Иван Викентьевич – он скончался после долгой болезни. Она преданно ухаживала за ним в течение почти 10 лет…
«Я не верю, что мне уже 90, - говорит В.И.Мальчевская, - не ощущаю себя на этот возраст. Не заметила, как прошли годы. Скучать не успеваю. Каждый день у меня расписан: бассейн, ветеранские клубы, ЦСО. Уже 14 лет я состою в районном Совете ветеранов, являюсь  членом ревизионной комиссии. Веду документацию. Меня это не утомляет. Напротив, даёт стимул быть в форме. Телевизор не смотрю – врач запретил, не более одной- двух программ в день. Люблю гулять на природе, совершать выходы в Поддубновский лес, общаться с друзьями»,  - рассказывает Варвара Ивановна о своём нынешнем расписании. Что и говорить – «Человек-легенда»! Не зря в юбилейном дипломе друзья написали ей, что она достойна этого звания, потому что правильно выбрала жизненный путь, обладает способностью привлекать к себе хороших людей, умеет верить в доброе и вечное, ценить дружбу.
 С юбилеем Вас, уважаемая Варвара Ивановна! Пусть жизнь подарит вам ещё много радости, света, тепла и добра!

О.Пикина.