Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Приволжанин, которого вырастил Урал

Никто из близких и представить не мог, что его рождение во многом изменит жизнь целого района. И не там, в Свердловске, где в 1934-м появился на свет Виктор, а в далёкой Ивановской области. Впрочем, до этих событий должно было пройти ещё более сорока лет. А в этом году Виктор Андреевич Банных отметил свой юбилей. Ему 85.

На фото: юбиляр в своей теплице.

«Ни надеть, ни обуть»

«Мой отец был индивидуальным предпринимателем», - рассказывает мой собеседник. На мой удивлённый взгляд отвечает: «У него была своя лошадь, и он нанимался на работу. В 39-м году мы – родители, мои старшие сестра и брат, я и младшая сестра – поехали отдыхать на родину мамы, в село Щелкун. Через неделю отец вернулся в Свердловск, собрал наши вещи и перевёз их в село. Купил хороший дом и нанялся на работу в местный совхоз. В семье появился пятый ребёнок.
Через неделю после моего семилетия началась война. Отец в то время лежал со сломанной ногой, и потому в первую партию мобилизованных не попал, но как только выписался из больницы, переночевал дома одну ночь. Утром уехал на фронт».
Женщина осталась одна с пятью ребятишками. Шестого носила под сердцем. От мужа пришло четыре письма, а в начале 42-го почтальон принёс извещение: Андрей Банных пропал без вести.
Младший ребёнок прожил недолго: из-за нехватки продуктов молока у матери не было.
«Жили мы – ни надеть, ни обуть, - рассказывает Виктор Андреевич. – Пришло мне время в школу пойти, первый-второй класс я отучился. Школа тогда близко была. А потом перевели её в бывшую барскую усадьбу на другой край села. Началась зима. Снежная – дома заметало».
Босым да раздетым за 6 километров не проходишь, и Виктор оставил учёбу.
Старшие дети, отучившись, поступили в ремесленное училище.
«В 47-м году в деревне делать было уже нечего, жизнь плохая. И мы переехали в районный город Сысерть. Там домны и железоделательные заводы были ещё при царской власти. Третий класс я окончил уже в 49-м году, все такие, а я такой вот», - Виктор Андреевич показывает, какого роста был он, и какого – его одноклассники.
 Дальше началась учёба в школе рабочей молодежи. В то же время Виктор устроился учеником сапожника. В ремесленное училище принимали с аттестатом семилетки, но старшая сестра сумела договориться, и юношу взяли после 4-го класса.

Мелиорация: начало

Через два года он получил 5-й разряд слесаря и поступил на Уральский завод гидромашин. Там выпускали огромные насосы разного типа для нужд народного хозяйства. В том числе, для орошения сельскохозяйственных земель.
Через несколько лет Виктора призвали в армию. Три месяца подготовки, и новобранец отправляется на службу в спецчасть в Германскую Демократическую Республику.
«Сначала я служил, как говорят, через день на ремень, через два на кухню, - вспоминает Виктор Андреевич. – То есть, в караулах и на кухне попеременно. Потом был слесарем, позже – начальником котельной. В части служили 50 солдат. И ещё 40 девушек, которые там работали. И я познакомился с женщиной с Урала, женился в Потсдаме. Вскоре пришла телеграмма, что погиб старший брат. Срок к тому времени я свой отслужил, и нас демобилизовали».
Вернувшись в Сысерть, Виктор Андреевич устроился на тот же завод и продолжил учёбу. Окончив восьмой класс вечерней школы, поступил в техникум. Успевал ещё и  спортом заниматься: играл в волейбол, футбол, бегал на лыжах. В спортивном обществе «Трудовые резервы» его избрали председателем. А вот семейная жизнь не заладилась. Супруги расстались после четырёх лет брака, в котором родилась дочь. Через год Виктор Андреевич познакомился с другой женщиной, завязались новые отношения. Оказалось, что и она родом из Свердловска, где они жили в одно и то же время.
«В Сысерти я играл в духовом оркестре на альте, по выходным мы выходили в парк и играли на танцах. Там я её видел раза два», - вспоминает Виктор Андреевич начало второго романа. Через год он закончился свадьбой. У второй супруги был пятилетний сын от первого брака. Ещё один мальчик родился в новой семье уже в Ташкенте, где тоже пришлось пожить нашему юбиляру.
«Мы прожили с ней 43 года душа в душу. Сейчас 16-й год её нет. И сыновей уже не стало, - делится воспоминаниями мой собеседник. – А дочь я часто навещал. Сейчас она замужем, у меня взрослые внуки, есть правнуки».
В Сысерти же, защитив диплом на «отлично», Виктор Андреевич стал мастером. А через пол года получил назначение шеф-инженера по внешнему монтажу и отправился в Узбекскую  ССР.

На фото: В.А. Банных, директор завода в Узбекской ССР.

Узбекистан

«Мы должны были проконтролировать, как наши насосы и к ним огромные двигатели поставили на место, - рассказывает юбиляр. – А насосы выпускали такие, что 40 кубов воды  в секунду на 20 метров поднимали. Общий вес агрегата составлял 120 – 150 тонн, мощность – 12 с половиной тысяч киловатт. Длина валов – 15 метров. И их надо было сцентровать, чтоб сотые доли миллиметра совпали.
Насосы везли по всему Союзу, везде они были нужны, а в Узбекистане – особенно».
Уральские насосы монтировали в Шарабатской степи, что в Термесской области. Это была самая южная точка советско-афганской границы. Там строили насосную станцию из четырех агрегатов. Станция должна была подавать 28 кубов воды на высоту 22 метра. Когда работы завершились, рядом, в голой степи, построили 22 совхоза. В основном, хлопководческих.
«Там по три-четыре месяца не бывает ни дождинки, ни тучи, - продолжает рассказ Виктор Андреевич. – Такая жара, что если сядешь на лист железа, спечёшься. Дышать нечем. Ну, и вот, меня пригласили в Министерство мелиорации Узбекской ССР водного хозяйства начальником отдела насосных станций. Я с женой посоветовался, и мы переехали. Нам дали квартиру, и я проработал три года.
В это время начали строить специализированный завод для ремонта насосных станций. Там был и цех автоматики телемеханики, и цех металлоконструкций, деревообработка, пилорамы, литейное производство, котельная, строили жильё. И вот меня назначили директором этого завода.
Я набирал специалистов, налаживал технологический процесс. Через пять лет у меня работали уже 1000 человек. 2000 тонн металла в месяц перерабатывали! Мы выполняли все планы, а за свои изобретения дважды получали золотые медали».
Директор завода был молодым крепким мужчиной, но сказались огромные объемы работы – с гипертоническим кризом Виктор Андреевич слёг в больницу. Через 20 дней после больничного – снова приступ. Прежняя нагрузка стала ему не по силам. А тут ещё начались гонения на русских. Их снимали с высоких должностей, заменяя узбеками. Заложниками новых веяний стали управляющие трестов, сотрудники райкомов, главные инженеры. Оценив ситуацию, Виктор Андреевич решил уезжать. На тот момент он прожил в Узбекистане 14 лет. Работая здесь, окончил институт механизации сельского хозяйства, защитился на «отлично», вступил в партию. Обратно в Россию отправился в 80-м году.

Приволжск

«У меня был хороший товарищ в главке, - рассказывает  о переезде мой собеседник. – Он сказал, что есть вакансия, и я возглавил ПМК-35. Организация по решению Правительства работала от Узбекистана. Все ресурсы шли оттуда – плиты, гравий, солярка, техника, агрегаты для мелиорации. Все оплачивал Узбекистан. Это была их помощь России в ответ на поддержку после землетрясения в Ташкенте в 1966 году».
За 1976-1995 годы, когда В.А.Банных руководил ПМК-35, было осушено около 4 с половиной тысяч гектаров земли, охвачено системой орошения – 2880 гектаров, культуро-технические работы проведены на более, чем 4 тысячах гектаров, построено 54 километра дорог, вывезено более полутора тонн органики, урожайность с 8-9 центнеров с гектара повышена до 40. Построены три насосные станции, три водохранилища, один 43-х квартирный и пять 2-хквартирных домов.
Работа была не из лёгких. Когда осушали земли, бывало, что трактора тонули в грязи. А надо было строить на этих местах дороги. Чистили навозные ямы на фермах. Один раз провалился туда человек. Еле вытащили его и трактор. Бывший секретарь местного райкома партии А.Е. Чунаев, так говорит о В.А. Банных: «Под его руководством были проведены все основные мелиоративные работы в районе: осушение, раскорчёвка, монтаж оросительных систем. За счёт этого значительно увеличились засеваемые площади. ПМК окрепло. Оно стало работать не только с совхозом «Узбекистан», но и с «Приволжским», с «Россией». Было построено Карбушевское водохранилище, которое снабжало водой оросительные системы».
После руководства ПМК-35 Виктор Андреевич 15 лет – вплоть до распродажи              охотугодий – проработал директором охотхозяйства. До сих пор – член общества охотников и рыболовов. Давно на заслуженном отдыхе. Чем занимается? «Картошку сажаю. Вот,  теплица у меня – перцы, огурцы, помидоры», - показывает радушный хозяин и угощает первым урожаем. Здесь, рядом с посадками помидоров, мы и делаем фото.
О том, что бывший руководитель, а ныне ветеран труда, имеющий множество наград, отнесенный также к категории «дети войны», отмечает юбилей, нам напомнила М.М. Борозднова. Она стала инициатором написания этого материала и рассказала, что Виктор Андреевич – не только тот, кто многое сделал, чтобы поднять на новый уровень сельское хозяйство района. Он был и остаётся прекрасным человеком, всегда готовым прийти на помощь другим. И если уральская земля была его родиной, то Приволжский район стал детищем, которое вместе с другими бережно и настойчиво взращивал наш свердловчанин.
Редакция газеты «Приволжская новь» поздравляет вас, Виктор Андреевич, с юбилеем! Мы желаем вам здоровья, долгих лет жизни, много радостных дней, а нашему району – побольше таких сильных и стойких людей, которые по-настоящему любят свою землю.

Ю. Татакина.