Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Плёс и анимация: счастливое единение

Все мы любим смотреть мультфильмы, но редко кто из нас задумывается над тем, кто стоит за этими кадрами, кто вдыхает жизнь в рисованных персонажей и превращает их в любимые народом героев анимационного кино.

А если бы Левитан проехал мимо?

Вот, к примеру, Антошка, или мистер Пронька, а также с ними хомячок-молчун и  два весёлых гуся – спроси любого представителя среднего возраста и тот без труда споёт: «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку» или вспомнит рыжего-прерыжего мальчугана, у которого в роду все рыжие и родственником им приходится даже солнышко… Увидеть воочию создателей этих мультфильмов и узнать подробности творческого процесса рождения шедевров имели возможность посетители 2-го анимационного фестиваля в Плёсе. И если в первый год, год появления на свет этого фестиваля, акцент был сделан в основном на просмотр мультфильмов, то сейчас зрители могли удовлетворить своё любопытство, побеседовав с корифеями анимации – Леонидом Носыревым и Верой Кудрявцевой. Они прибыли в наш городок на Волге специально для участия в фестивале. Однако Леонид Викторович  приехал ещё и со своей  персональной выставкой, между прочим, имеющей самое непосредственное отношение к Плёсу. Всё дело в том, что он в своё время с группой друзей побывал здесь и оставил на память об этом событии серию работ, до сегодняшнего дня хранящуюся в запасниках художника и ранее не представлявшуюся широкой публике. И как интересно оказалось увидеть её сейчас!

На фото: Л.В. Носырев.


Фестиваль начался с открытия этой выставки. Она разместилась в стенах Музея пейзажа. Один из залов на первом этаже украсили виды Плёса. Вроде бы это и не редкость – многие художники любят писать Плёс, находя в нём источник для своего вдохновения. Но  работы Носырева не только хранят в себе отпечаток творческого почерка  автора, но и благодаря давности их написания, а это были 50-е годы прошлого века, дают возможность увидеть Плёс таким, каким он был тогда, многие десятилетия назад. Вот старый дом  хозяйки по имени Виолетта, в котором друзьям удалось снять угол, а точнее, сенник. Он весь порос травой, из-за которой едва видна поленница дров, а вот золотые шары, милая прелесть которых так и просится на холст…Но больше всего у Л.Носырева картин с изображением …ветра. Он клонит берёзки, и,  кажется, что слышен его шум в их ветвях. Быть может, этот ветер и был  тем  мироощущением молодого художника? Ведь ветер – всегда символ свободы,  перемен и надежд на лучшее. Как сказала директор Плёсского музея-заповедника А.В.Чаянова, открывая новую экспозицию, этой выставке как раз тут самое место.  Такой подарок музей получил благодаря одному из организаторов фестиваля П.Шведову. Павел, в предоставленном ему слове, подчеркнул, что данный фестиваль – это не только показы мультфильмов, это в первую очередь люди, чьё творчество рождает на свет произведения анимационного искусства. Л.В.Носырев в тандеме со своей супругой В.Д.Кудрявцевой – яркие их представители. Говоря про эту выставку, П.Шведов сказал: «Удалось совместить Плёс и анимацию».
Большой и увлекательный рассказ  о том времени, когда художник был молод, и судьба подарила ему шанс побывать в левитановских местах, далее прозвучал из уст самого Леонида Викторовича. Он плыл на пароходе из Ярославля и страстно мечтал о том, чтобы суметь посмотреть на  Плёс глазами Левитана. Кажется, что у него это получилось, не зря же здесь написано столько работ.  А рассуждая о Левитане и его пребывании в Плёсе, Л.В.Носырев считает, что для города это было настоящим счастливым случаем. «А если бы Левитан проехал мимо?» - задаётся вопросом художник. И сам же отвечает: «Так быть просто не могло, потому что Волга-матушка и сам Плёс обладают исключительной магией притяжения». Вместе с этими воспоминаниями в его рассказе мелькали биографические подробности, позволяющие получить информацию о жизни и творческой деятельности этого талантливого человека.
Л.В.Носырев учился в Москве в детской художественной школе. Затем  поступил в Федоскинскую школу миниатюрной живописи. После этого три года работал в артели живописцев, расписывал шкатулки.  Обучался на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Его однокашниками были Ю. Норштейн, Ю.Кузюрин, А.Солин, А. Абаренов. По окончании курсов  он был зачислен в штат студии и начал работать под руководством Ф. Хитрука. Один из его друзей, с которым он посетил тогда   Плёс, присутствовал на этом мероприятии. Это был Ю.Б.Норштейн, с удовольствием присоединившийся к разговору и поддержавший товарища воспоминаниями. В адрес художника прозвучало немало лестных слов о его многогранном творчестве. Произнесла их и начальник департамента культуры Ивановской области Н.В.Трофимова, вручившая Леониду Викторовичу красочные книги о ремёслах и народных промыслах Ивановской области. «Всегда ждём вас на ивановской земле», - сказала Наталья Владимировна. Сам же художник, завершая эту часть встречи, подчеркнул, что у каждого человека – свой путь в искусстве, важно найти свою тропинку. Он её нашёл. Это народное творчество. «Всё от земли русской, всё лучшее идёт от народа», - убеждён Л.В.Носырев.

Мажор и монстры

Вторая часть этой  встречи прошла в другом зале, на втором этаже музея. Здесь были собраны другие работы В.Носырева и В.Кудрявцевой, рисунки, сделанные для мультфильмов. О них и о мультипликации в целом и велась речь далее. Разговор проходил на фоне демонстрируемых (без звука) мультфильмов. А, кстати, звук был и не нужен, все и так знали почти наизусть слова из них. Откуда взялся образ Антошки, поинтересовались участники диалога с художниками. Оказалось, что конкретного ответа на этот вопрос, и нет. «Неизвестно, - сказал Леонид Викторович. – Это поиск,  неустанная работа мысли, воображения, поиск типажа в реальной жизни». И как выяснилось, создание такого запоминающегося образа – это главная задача в любом анимационном кино и решаемая не так просто, как это может показаться непосвящённым людям. Все главные персонажи Л.Носырева и В.Кудрявцевой, к счастью, узнаваемы. Стоит только вспомнить  все 4 выпуска для детского киножурнала «Карусель», снятые им. «Это мажорные образы, - характеризует их художник, - в детских мультфильмах должно быть много солнца, движения, радости». Но есть у него и совсем другой цикл работ, связанных с русским Севером.  В его рассказе упоминались такие широко известные мультфильмы, созданные им, как «Не любо – не слушай»,   «Дождь»,  «Волшебное кольцо», «Mister Пронька»  и «Пинежский Пушкин» и др. Все фильмы северного цикла были объединены в полнометражный фильм «Смех и горе у Бела моря (его озвучивал Евгений Леонов).  Про Евгения Леонова Л.Носырев высказался с огромным уважением, подчеркнув, что сотрудничать с ним было настоящей удачей.  

На фото: благодарная публика.


В.Кудрявцева – соавтор многих работ Л.Носырева. Она – талантливый художник-мультипликатор, преподаватель ВГИК. В своей части рассказа Вера Дмитриевна остановилась именно на реалиях современной анимации, сделав сравнения с годами советского периода: чем отличаются современные студенты ВГИКа от студентов прошлых лет, какие творческие подходы используются ныне в преподавании, какова судьба выпускников института, учившихся на отделении анимации и т.д. Сама она, по собственному признанию, и по мнению всех, кто видел мультфильмы, созданные при её участии, тяготеет к русскому стилю. Главный герой её мультфильмов – русский народ: смекалистый, мудрый, его образ создан ею с огромной любовью и талантом. И как жаль, что сейчас, по её словам, молодёжь, выбирает для своего творчества совсем другой стиль – не русский, а заморский. «Молодёжи нравится делать монстров. Нас учили когда-то, что дети не должны бояться героев мультфильмов, а те в свою очередь учить их добру, развивать эмоционально.  Сейчас всё по-другому. Мне кажется, что лучшего в мультипликации уже создать будет невозможно, - считает она. – Время классики ушло. Прорыва в русской теме не видно». Однако, не всё так грустно. Анимационный фестиваль, прописавшийся в Плёсе, как раз и призван познакомить детей с лучшими примерами анимации, созданными российскими режиссёрами.

О.Пикина.

Календарь

Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
  

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник