Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Одна Родина, одна история, одна судьба

В Приволжском общественном музее на прошлой неделе открылась выставка плакатов времён  Гражданской войны1917-1922 г.г. из собрания Государственного центрального музея современной истории России.

На фото: Мы, Божьей милостью, Колчак...»

Это уже вторая подобная выставка, второй шаг в зародившемся   сотрудничестве московского и приволжского учреждений культуры. Первая проходила в стенах нашего музея в ноябре и посвящалась 100-летию революции в России, вторая подборка плакатов – не менее интересна, чем первая, и так же служит  прекрасным наглядным пособием по истории России. Даже не имея никаких теоретических знаний на эту тему, можно составить представление о том, как жила страна в первые годы советской власти, какая напряжённая борьба шла между противоборствующими лагерями красных и белых, кто являлся лидером движений, и насколько трагичной в целом была эта страница в российской истории.

На фото: Мировая контреволюция будет повержена.

В сопроводительном к выставке тексте даются некоторые пояснения, называются имена художников, работающих в годы Гражданской войны в советских и белогвардейских издательствах, подчёркивается, что более напористой и активной была агитация советской власти. Это последнее обстоятельство было вызвано тем, что многие молодые художники буквально грезили новым миром, и всю энергию своего таланта и энтузиазм молодости направляли на пропаганду его идеи. Представители же старого поколения этим похвастаться не могли. Да и в целом, новая власть гораздо больше внимания уделяла такой тонкой материи, как воспитание сознания граждан страны Советов.  

На фото: красный монстр в изображении белогвардейцев.


Особенностью данной выставки служит наличие одинаково ярко представленных агитационных плакатов и с той и с другой стороны, где чаши весов уравновешивают    диаметрально противоположные точки зрения. В чём это выражается? В том, что рисунков, обвиняющих  советскую власть в жестокости и обмане народа,  столько же, сколько и тех, которые клеймят позором белогвардейское движение. Вот только два примера: «Что сделал Деникин для бедняка Петра и Васьки-кулака»: «Трудится Петр-бедняк над землёй-кормилицей, кулак Васька день и ночь чужой труд проживает (пояснение: пьёт). Пришёл Деникин и издал указ, что стал Васька у добровольцев начальником, и началась у него не жизнь, а Масленица. Добровольцы в деревню пришли, лошадёнку у Петра увели, хозяйство разорили, дочь опозорили. Похозяйствовали добровольцы в деревне – смерть везде царит». Не отстают от них и противники: «Бесчинства большевиков в церкви». Тут и текст не нужен, (хотя он есть и представляет собой выдержку из главы 6 Апокалипсиса), все видно по рисункам: представители новой власти пьют самогон, срывают иконы, убивают церковных служителей, грабят церковную утварь. И сам большевизм представлен в виде смерти с косой, скачущей по просторам России…
Ряд плакатов непосредственно рассказывают о событиях Гражданской войны:  «Петроград не отдадим!», «Клином красным бей белых!», «Очередь за Врангелем» - на штык красногвардейцев уже нанизаны Юденич, Колчак, Корнилов… Белогвардейские художники не уступают: «Деникин – друг народа». Почему? Потому, что он выдвигает предложения  по решению ряда острых для народа вопросов:  предлагает наделить землёй малоземных крестян, рабочим установить 8-часовой рабочий день, учредить примирительные камеры (пояснение: процедуры для примирения интересов работодателя и рабочих). Даже портреты лидеров несут смысловую нагрузку. Изображение их лиц сопровождает текст. Вот Ленин с его призывом: «Производительность труда – самое важное для победы коммунистического строя», вот генерал-лейтенант Добровольческой армии С.Л.Марков, произнёсший перед смертью: «Легко быть смелым и честным, помня, что смерть лучше позорного существования в оплёванной и униженной России. Верьте, что Родина снова будет единой, великой и могучей», есть тут и Деникин со словами: «Пойдём на север спасать Россию», и адмирал Колчак, и большевик Свердлов, и другие герои того времени.
Несмотря на полную противоположность взглядов, художественный язык плакатов, как отмечают исследователи, схож: оба лагеря черпали вдохновение в традициях народности, лубочных картинах или канонах иконописи. Что говорит только об одном – у всех русских людей, независимо от их политических взглядов, одна Родина, одна история, одна судьба.

На фото: товарищ Троцкий призывает на борьбу с буржуазной Польшей.

Выставка будет работать ещё неделю. Кто заинтересовался её темой и хочет воочию увидеть подлинные исторические источники, а именно так можно и нужно рассматривать плакаты, тот должен поспешить. К слову сказать, такая возможность приволжанам предоставляется единственным из всей области. Далее выставка направится в Самару.