Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Чистилище

В новой тархановской избе все пространство занимала большая русская печь. В ней готовили пищу, на ней спали, сушили одежду и дрова. В печи еженедельно по субботам мылись.

В этот день печь топилась усиленно с тем, чтобы сажа на кирпичах свода печи выгорела добела. Вечером под печи устилали ржаной соломой – и начиналась процедура омовения. Внутри человек помещался свободно и, сидя, мог похлестать себя березовым веничком. Пропотев и пропарив хорошо тело и кости, чаще всего для этого печь прикрывали заслонкой. После процедуры, можно сказать, каждый рождался заново. Березовые веники заготавливали на всю семью в июле, в день Ивана Купалы, штук по 70 или 100, и развешивали на чердаке, привязывая к слегам.  Ароматный березовый дух в печи во время хлестания тела распространялся во все щели и проникал в легкие. У больных гриппом очищался нос и восстанавливалось дыхание. После окончания банной процедуры у матери на столе стоял кипящий самовар с чайником на конфорке, с заваренной целебной травой: зверобоем, липовым цветом, подорожником и др. Основной заваркой была сушеная морковь, китайский чай заваривали по праздникам. Чаепитие после банной процедуры было обязательным ритуалом, требующим восстановить водный баланс  организма, так как в жаркой печи потоотделение было настолько обильным, что вызывало сильную жажду. Лечение болезней теплом русской печи распространено было повсюду, так как врачебная и лекарственная помощь простым людям в двадцатых годах прошлого века была недоступна. Грязь с тела слезала «чулком», смывалась отлично, а настроение и прилив сил был велик. После выхода из печи, разогретое тело, как правило, обливали водой на снегу: сначала холодной, а потом теплой, из чугуна. Дедушка любил окунуться в снег, выбегая из избы на улицу. Через печь освобождались от гриппа и всякой простуды, грели поясницу и пятки, при радикулите лежали на горячих кирпичах. Она незаменима была во всех случаях жизни крестьянина, служила верой и правдой в нелегкой жизни семьи. Прогреться таким образом мама рекомендовала всем, кто в этом нуждался. Баня устраивалась при малейшем ознобе, насморке, ломоте в суставах, болях в пояснице. Если очередная баня, как правило, устраивалась по субботам, то во время болезней - по надобности. И излечивала от недугов превосходно. Мама постоянно имела натертую на терке редьку. Суставы и поясница при болях и ломоте после похлестывания веником намазывались тертой редькой. Печь была не только очагом тепла, выпечки  хлеба, приготовления пищи, но и баней, санитарным           пунктом, чистилищем, давала здоровье и бодрость.
О такой бане я мечтал все дни войны. Она мне снилась и вспоминалась со всеми подробностями: от начала топки, купания в снегу до сбора семьи у кипящего самовара.
Последний раз я парился в печи в 1948 году после окончания института перед отъездом в Восточную Сибирь…

А ещё здоровье можно поддерживать

и таким способом

Пенсионерке К.К.Павловой с ул.Фрунзе93 года, но она весела, энергична, активна. Старость её дома не застанет, говорят про таких, как она. От болезней Клавдия Кузьминична спасается не таблетками и уколами, а скандинавской ходьбой. Её часто можно видеть у дома в компании местных долгожительниц с лыжными палками в руках.