Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

Воришки

На комиссии по делам несовершеннолетних нередко рассматриваются правонарушения детей и подростков, связанные с кражами. Вот и на одном из последних обсуждалось два таких случая.

Обстоятельства дел выглядят так: в первом случае мальчик взял из припаркованной во дворе машины барсетку водителя, в которой находились документы и деньги.  Во втором – девочка якобы нашла самокат на улице, принесла его домой, накаталась вволю, а потом её мама решила, что пора вернуть его на место. Тем более, что и место это было совсем рядом – в их же подъезде. При выяснении деталей происшествий  мальчик сказал, что взять чужую вещь ему предложил друг. Девочке никто ничего не предлагал, она сама решила так сделать, так как самокат находился без присмотра. О том, почему дети совершают подобные действия, и что делать, чтобы не допустить их впредь, сегодня мы поговорим с постоянной ведущей рубрики «Домашний педсовет», психологом высшей категории Е.А.Борисовой.
- Елена Адольфовна, психологам известны основные причины, по которым дети решаются на воровство?
- Отношение ребёнка к чужой собственности,  как и другие социальные и нравственные нормы, формируются под влиянием окружающих – семьи и сверстников. Если родители вовремя не объяснили своим детям разницу между понятиями «своё» и «чужое», если ребёнок растёт слабовольным и безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место других, то он непременно будет демонстрировать асоциальное поведение. Тем более, если сами родители дают такой пример. Но это совсем не-обязательно – родители могут быть честными людьми, но мало уделять внимания своему ребёнку, и тогда он будет вынужден искать утешения вне семьи, желание самоутвердиться будет толкать его на «приключения» А тут уж, как повезёт – какая компания попадётся.. Коротко говоря, можно выделить три основные причины таких действий ребёнка: сильное желание владеть понравившейся вещью, психологическая неудовлетворённость и недостаточное развитие волевых и нравственных качеств.
 - Бывает, что  воровство совершают и дети из благополучных семей. Почему?
- Это как раз первая причина из названных. – желание иметь некую вещь, вопреки голосу совести. Ребёнок прекрасно понимает, что совершает плохой поступок, но устоять не может. Он осознаёт, что брать чужое нельзя, что наносит вред другому человеку, однако находит оправдания для своих действий, типа: «если я возьму эту вещь, то у этого человека не убудет» или «я сделаю это только один раз». Чаще всего такого он больше действительно не совершает и никому не рассказывает о том, что было. А вот если ребёнок берёт вещи (или деньги) из своего дома, то это уже более серьёзный случай. Простой пример:  внук-подросток взял у бабушки без спроса деньги из её копилки. Как объяснить его действия? Он же понимает, что бабушка обнаружит пропажу, быстро вычислит  виновника и ему за это попадёт. Однако это его не останавливает. Причина проста: свою бабушку он не любит, не боится ей сделать больно, для него важнее его собственные интересы и потребности. Так же можно предположить, что и бабушка не слишком добра к внуку. И эта эмоциональная холодность в семье – и есть причина преступления.
 - В нашем случае с мальчиком, у него не развита сила воли?
 - По-видимому, да, если для него важнее советы или указания друзей. Друг сказал сделать так, он и делает. Для него не важно, что чувствует тот, у кого он украл. Эти, так называемые, ведомые дети могут представлять для родителей серьёзную проблему.
- Что делать?
- Советов много, один из самых действенных и простых – это не наказание, а совместный с ребёнком разбор подобных ситуаций, связанных с несоблюдением моральных норм. По-моему, сильное впечатление на детей производит рассказ Носова «Огурцы». Он сейчас стал забываться. А когда-то был популярным. В нём содержится важный момент – говорится о возможности исправить содеянное, необходимости нести ответственность за свои поступки, обращается внимание на муки совести и облегчение, которое испытал ребёнок, когда проблема уладилась. Между прочим, в этом старом рассказе, говоря современным языком, есть пример «шоковой терапии». Это когда мама говорит сыну, принёсшему огурцы с колхозного поля, что пусть у неё лучше вообще не будет сына, чем будет сын  вор. Однако хочу сказать, что такой воспитательный метод подойдёт не каждому ребёнку – отрекаясь от ребёнка (даже на словах), можно нанести ему огромный вред.
- В чём будут заключаться другие советы, про которые вы упомянули, или, может быть, есть правила, которыми должны руководствоваться взрослые в данном случае?
- Некоторые правила действительно существуют и что интересно, психологи выделяют в первую очередь то, что делать не следует. С этого и начнём. Первое: никогда не следует обвинять ребёнка в краже, если он не пойман на месте преступления. Бывает, что подозрения оказываются ложными, а шрам обвинений остаётся на всю жизнь. Далее, надо стараться сохранить спокойствие, не устраивать скандала., не «вешать ярлыки, типа «вор», «мошенник»…Не требовать публичного раскаяния. Не сравнивать с другими детьми, не требовать клятвы о том, что это была первая и последняя кража..
- А что надо?
- Продумать свою систему воспитания, проанализировать её, нет ли в ней бреши. И помнить главное, что ребёнок не родился вором, он им стал вследствие ошибок, допущенных в воспитании. Итак, подумав на эту тему, вспомните: есть ли в вашей системе последовательность, согласованы ли требования к детям со стороны взрослых членов семьи, не расходятся ли ваши дела со словами, не создана ли в вашей семье обстановка вседозволенности для ребёнка, и наоборот – может, вы крайне строги, не даёте ребёнку свободы действий, вот он и поступает вам назло таким образом? Конкретные действия должны заключаться в следующем: сохраняя спокойствие, показать  ребёнку его поступок со стороны. Выяснить причины, приведшие к краже, найти пути к исправлению ситуации.
А в целом, проблема детского воровства очень глубокая и часто без работы с психологом с ней не справиться. Не случайно, что  детей, совершивших подобные правонарушения, члены КДН рекомендуют направить в специализированные учреждения, чтобы там с ними работали профессиональные психологи.

Календарь

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Горячая линия

Единая дежурно-диспетчерская служба:

8-963-215-84-07 
4-19-06

Телефонный справочник